Когда из храма уходят люди

 

Когда из храма уходят люди Я всегда любил заброшенные церкви. Которые живые - на самом деле мертвые: слишком шумные, суетные, отравленные пафосом обрядов, оглушенные кричащей роскошью. По углам

Я всегда любил заброшенные церкви. Которые живые — на самом деле мертвые: слишком шумные, суетные, отравленные пафосом обрядов, оглушенные кричащей роскошью. По углам мнут шапки сермяжные души мастеров, укладывавших собственные души вместо кирпичей, чтобы создать красоту — зодчие, плотники, каменщики, богомазы… Их зажали, забили, задвинули по кутам хвастливые барыньки, визжащие старухи, перегарные попы, лапающие девок казаки. Вся эта галдящая толпа, прикрывшая подлинную красоту храма золотом и парчой, убившая его душу ладаном, заглушившая голос сердца благовестами и молебствиями.

А случись навсегда уйти людям из храма — и выйдут из сырых углов старые души, и будут сказывать случайному путнику о своем мастерстве. Тихо поначалу, себя пугаясь, а потом — громче да складней, зажигаясь от света своего мастерства.

— …А известь была бы старая, лет пяти или десяти, а что старее, то лучше. А известь высевать решетом, первоя редким, а после частым, чтобы были чисты и мягкие, как мука пшеничная; да высевать известь в творило… И как пройдут урочные часы, и тогда раскрыть, это известь пойдет на дно вся в творило, а вода устроиться наверху, а поверх воды выедет и емчуга. Емчугу снимать и бросать на землю, — емчуга, что лёд; и воду тое сливать на землю, а на известь наливать свежая вода… Итак чередить левкас по все дни и ночи недель семь…

— …Вот глянуть так — колокольня и колокольня, всход и всход. А нельзя так! Человек должен духом прочуять святое! Тут мы-то сдогадаться и должны. Глянь вот… Дверка неприметна, где-то в закутке. Ты открой ее. В этой толщинной стене и есть всход на колокольню, по вашему — лестница. Узко здесь и темно, ступени высоки — еле ногу поднимаешь, стены каменны округ. Мнится — ты в мешок каменный попал, никогда отсюда не выйдешь, так и будешь с тружом вверх шагать, пути не ведая. А та идешь по теснине да идешь, и тут — лучик света рядом! На середке восхождения — оконце-продух! Это уже — надежда, утешение. Света кроха, воздуха глоток! Отрада в бесконечно каменной щели. Постоишь чуток, отдышишься, да и дальше пойдешь, на ступенях спотыкаясь, да низкие своды плечом обтирая. Труден путь к небу! Каждой ступенью это чуешь! Но у всякого труда награжденье есть! И ты выйдешь из тьмы на свет божий! Ты уже на площадке нижнего яруса. Тут камень на тебя не давит, напротив — ты его опорой себе чуешь! А в округлых очертаниях пролетов — город, словно складень, раскрыт! Город внизу еще близкий, но уже — не привычный, уже — не такой. Улицы раздвинулись, река вдали блеснула, а окоем земли лес очертил. И люди внизу, лошади, собаки, строения — все общим видно, без мелочей. А путь твой на небо еще не закончен, нет! И снова вверх идешь уже по скрипучим деревянным ступеням, вниз не глазеть стараясь. И вот ты на ярусе звона. Люди внизу еще меньше, окрест — еще шире, а над головой прямо небо застилает огромное жерло колокола, а к тебе палицей богатырской язык его свисает. Этим языком небо с землей разговаривает. И хочется погладить холодный бок, постучать слегка о металл, ответ чуя. А потом — рвануть за веревку, разбудить великана, услышать его гневный голос! А люди внизу — спины разогнут, голосу послушны! А на самом верху, коль подняться, двор голубей, да младших колоколов-подголосков. Здесь город почти не виден — склонился до земли перед колокольней. Здесь царство птиц и облаков. А небо укутывает башню жемчужным своим сиянием!..

Когда из храма навсегда уходят люди — в него приходит бог. И глядишь — уже не рисованные, а настоящие ветки дерева, пробившего пол, обнимают образ богоматери, склонившейся над сыном. Святой Николай со столба глядит в разбитое окно, и округ него синяя краска облупилась и потускнела от настоящих морских ветров. А на «небесах», около лика бога, воркуют и хлопают крыльями настоящие, не рисованные, голуби. И так тихо, что можешь, наконец, услышать, что слышали старые мастера, отдающие храму красоту окрестного мира взамен мертвых и пошлых канонов храмостроя.

А смерть храма завершает их труд. Она кладет последнее бревно в венец, наносит последний мазок на икону, забивает последний гвоздь в лемех.

Найди заброшенный храм на краю села, и покажется он тебе былинным сказителем, что поглядел в души людям, да увидев лишь грязь и мелочность, отошел, присел вдали, чтобы сложить новую песню.

Пройди лесами да болотами, отыщи там забытую церковь. И помнится тебе, что вышел ты, как сказочный герой, к избе о курьих ножках, к самой границе мира, где сквозь лик явного глядится его изнанка. Что живут в этом доме христианские его боги тихой лесной жизнью — нянчат детей, пашут штукатурное поле, водят намалеванных овец, перечитывают вслух старинные книги, строят маленькие — о ладонь – домики, а иной и грозит изломанной сабелькой — вот я вас!

 

Подплыви по озеру к старому храму на чудских берегах о закатное время. И сквозь тихий плеск воды да стрекот кузнечиков на берегу, ты почуешь, как едва слышным гулом гудит о небо да бескрайнюю воду этот храм. Будто небо с водой — всей земли колокол, а храм — его било, его язык.

Главное, чтобы не было больше прихожан, которые любят больше кричать о себе, чем слушать бога. Да главное, чтобы не было попов, златым тельцом укрывающих божий образ.

* * *
Старый пол скрипит ветхими досками да шуршит занесенной хвоей. Голуби сверху курлычат. А где — и не видно. Гулкие стены каждый шорох бы отразили, а от шагов эха нет: старый храм любит тишину не меньше моего. Капли дождя молотят по старому лемеху шатровой крыши и робко звенят где-то внутри стен. От высоких окон веет свежестью.

Сажусь у выбитой рамы. Там где на стене намалеван ветхозаветный Илия да с двумя языческими палицами — деревянной да житяной. И через миг тишины чую — в храме не один.

— Откуда ты взялся
— У хозяев местных в гости попросился. Они мне приют дали. Давно уж ушли — заняты. А я их дом стерегу да подновляю. Вернутся — обрадуются, сколько нового успел сделать, старого не попортив. А я им за приют поклонюсь, да дальше пойду. А предложат — останусь, буду им работником.
— Где же ты родился, плотник
— В Назарете…

Сказал, да снова исчез. Растворился в шорохе известки, в шелесте листьев, в шепоте волн.

Тихо в старых божьих домах. Ждет сторож, когда вернутся с промысла али с лютого боя его хозяева. Усталые, шумные, пропахшие дымом, ковылем да хлебом, с полными коробами да новыми сказками. Сядут они по лавкам, да под лучиною, добычу перебирая, заведут долгие древние свои песни…

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *