Суслики

 

Суслики В первых числах сентября третий класс восьмилетней школы одного из украинских сёл во главе со своей учительницей пошёл на экскурсию на колхозную птицеферму, расположенную сразу же за

В первых числах сентября третий класс восьмилетней школы одного из украинских сёл во главе со своей учительницей пошёл на экскурсию на колхозную птицеферму, расположенную сразу же за селом. Их разделяло метров двести. Это было обыкновенное пастбище.
Учащиеся шли организованно, строем, по два человека в ряду, взявшись за руки. Антонина Тихоновна находилась впереди. На середине пути она услышала крик в задних рядах. Повернувшись назад, заметила, как два ученика побежали в сторону с криками: «Не убежите, мы вас поймаем». Потом только сообразила: мальчишки с азартом охотников бросились ловить двух «бедных» сусликов. Догнать, разумеется, не смогли, ибо здорово тех напугали криками. Маленькие и симпатичные зверьки успели спрятаться в свои норы. «Охотники» пытались их достать, не зная о том, что норы бывают глубиной от восьмидесяти сантиметров до полутора метров.
Учительница мер воздействия к двум нарушителям применять не стала: дети есть дети. Однако на обратном пути с птицефермы не могла не предупредить ребят:
— Суслики относятся к семейству грызунов. Для этого они имеют соответствующие зубы. И горе тому, к кому они их применят. Я имею в виду вас, Коля и Толя. Можете остаться без пальцев.
Заметив шрам на среднем пальце правой руки у своей учительницы, Коля, улыбаясь, спросил:
— А Вас, Антонина Тихоновна, случайно не суслик укусил
— Угадал,Коля, но было это тогда, когда я находилась в твоём возрасте. Я тоже тогда перешла в третий класс.
— Расскажите, расскажите, — раздались хором голоса.
— Хорошо, но только в классе. И при одном условии: по пути в школу никаких больше приключений.
Возвратившись на привычное рабочее место, учительница сдержала слово и начала свой рассказ.
В то лето 1966 года, Тоня Луценко окончила второй класс и перешла в третий. Впереди были долгие летние каникулы. Можно гонять по селу и за его пределами на велосипеде. Что она с подружками и делала. Сельское детство отличается от городского прежде всего свободой передвижения по улицам: нет такого движения автотранспорта, являющегося источником повышенной опасности и представляющего эту самую опасность для детей на велосипедах.
В один из июньских дней перед обедом Тоню, собравшуюся ехать к подружке кататься, позвала мама:
— Дочка, сегодня покатаешься с пользой для дела. Мой велосипед требует ремонта, что-то переднее колесо ходит «восьмёркой».
Что такое «восьмёрка, девочка не поняла, ибо в школе больше «пятёрки» не получала. Но помочь маме согласилась:
— Какую пользу надо сделать, мамочка
— Совсем маленькую. Повезёшь папе горячий обед, я тут всё приготовила. Он пасёт колхозных овец в поле.
— А где это
— Проедешь село, затем направляйся в сторону пруда. Помнишь, где мы с тобой купались прошлым летом Объедешь его и езжай прямо и прямо вдоль оврага. Когда тот «повернёт» налево, ты поворачивай направо. Увидишь там пасущихся овец. Всё поняла, дочка Лучше будет, если возьмёшь с собой одноклассницу, к которой ты собралась.
Ехать так далеко подружке запретила бабушка. Тоня поехала одна. На свой страх и риск.
Она считалась очень послушной девочкой. Но имела недостаток, являясь слишком для своего возраста любознательной. Проезжая мимо пруда, увидела диких уток. Остановилась, стала с ними разговаривать. Те не поняли украинского языка и улетели. Поехала дальше. Дорогу ей вскоре перебежала лисица. Остановилась, стала интересоваться, где её нора. Поехала дальше.
Доехав до оврага, увидела издалека на другой его стороне стоящих на задних лапках сусликов. Чтобы их не спугнуть, остановилась, положила на землю велосипед и обед, а сама как партизанка поползла к ним. В последний момент те её заметили и стали убегать. Но они не знали, что на уроках физкультуры в классе по бегу ей не было равных. Через минуту это «понял» один из сусликов, оказавшись в «плену» у девочки.
Сдаваться «без боя» он явно не хотел и вцепился своими зубами за её средний палец правой руки. Тоня закричала во весь голос: боль пронзила всё её детское тело. Начала лихорадочно трясти рукой, пытаясь избавиться от зверька. Последний, видимо, испугался не меньше и никак не мог разомкнуть свои зубы. Отпустил свою «жертву» только тогда, когда та начала бить им об землю со словами: «Отпусти меня, злой суслик! Отпусти, кому говорю!».
Этих слов суслик, конечно, не понял, но «догадался», что если он по-прежнему будет биться о землю, хорошего мало. Отпустив Тоню, бросился наутёк.
Что делать Ехать к отцу с травмированным пальцем не получилось: руль велосипеда предательски не слушался её. Возвращаться домой тем более. Хотя она знала, что «аптечки» у пастуха не было, она находилась дома в удобном для этого месте. То есть, к её несчастью, рядом не оказалось ни «зелёнки», ни бинта. Выход всё же нашёлся.
Успешная учёба в школе, примерное поведение на уроках сыграли своё доброе дело: она вспомнила, как однажды учительница рассказывала им о подорожнике, которым можно уменьшать боль при ранах на теле человека. Обрадовавшись этому, забегала вокруг. Очень быстро нашла листик подорожника и положила его на больной палец. К её удивлению, кровь перестала из пальца сочиться, а боль стихла.
Теперь можно было садиться на велосипед и ехать к заветной цели. Отец похвалил за сообразительность, но отругал за «любознательность». Но надо отдать ему должное, чтобы не расстроить дочку, не стал говорить о том, что доставленный обед называться «горячим» уже не мог. Тем не менее, обратно маме Тоня увезла пустую посуду.
С годами она стала забывать это приключение в детстве, но о нём каждый раз напоминал шрам на пальце .
Закончив свой рассказ, Антонина Тихоновна спросила:
— Ну что, ребята, есть желающие ловить на первый взгляд безобидных сусликов
Ответа не последовало. Прозвучавший на перемену звонок, не позволил задать вопрос повторно.
Петр Панасейко

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *