БЫТЬ ДОБРЫМ

БЫТЬ ДОБРЫМ Один мальчик плохо учился. Так и не научился писать даже печатными буквами; а пора было в школу идти. И разговаривал плохо. Односложно; скудная, бедная речь. И мальчик сам такой

Один мальчик плохо учился. Так и не научился писать даже печатными буквами; а пора было в школу идти. И разговаривал плохо. Односложно; скудная, бедная речь. И мальчик сам такой хрупкий и хиленький, сидит и молча играет в конструктор. И часто плачет, если с ним резко говорят. А как с ним ещё говорить, если он не понимает простейших вещей И не знает, где на карте Австралия
А сам мальчик жил в высокоинтеллектуальной семье, не в нашей стране. Он совсем не знал русского языка; говорил по-немецки, и говорил плоховато. А родители его тоже говорили по-немецки; папа был немец. Мама — русская немка. Она из России переехала в Германию. Образованные родители с прекрасной интеллектуальной специальностью — они преподавали высшую математику.
И вот в гости приехала бабушка. Тоже профессор точных наук. И она ужаснулась, обнаружив, что Гансик не умеет писать и считать. Что он такой неразвитый, несмотря на старания родителей. Бабушка пыталась с внуком заниматься, но он молчал и не мог понять, что от него хотят. А при малейшем нажиме начинал плакать молча, только плечики вздрагивали. Бабушка считала плач притворством. И нажимала ещё сильнее, да без толку. Наконец, она раздражилась и высказала своё мнение родителям; мол, он у вас дурачок! Его надо лечить лекарствами! Завязался спор, который перешёл в скандал.
Но высокообразованные взрослые ругались по-русски. Мама с дочерью. И папа вставлял знакомые ему русские слова; он более-менее язык знал. Ругательства быстро запоминаются. Они так ругались специально, чтобы Гансик ничего не понял, как бы щадили его. Особенно бабушка старалась, к сожалению; говорила то, что думает!
В итоге дочь и зять победили; они так изругали бабушку, что та заплакала. Хотя считалась «железной леди»; вообще никогда не хныкала. А тут проявила слабость и заплакала вдруг старческими слезами. Стоит и плачет. А дочь и зять стоят напротив, как победители на ринге. И называют слезы бабушки притворством. Ждут начала второго раунда
И тут мальчик подбежал к бабушке и обнял ее слабыми руками, защищая. Прильнул к ней, заглядывает в глаза и лепечет по-немецки: мол, не плачь, мое сердце, моя любимая бабушка, я никому не дам тебя обижать! Не плачь, пожалуйста, не уезжай, я так тебя люблю! Я плохой, но я исправлюсь и стану умненьким!
И все это он связно очень сказал на немецком тоненьким голоском. И сам горько заплакал, обнимая бабушку.
Всё он отлично понял, этот якобы дурачок. Хотя ни слова не знал по-русски. Понял, что бабушке горько и обидно. Что надо ее утешить и защитить. Что надо ее уговорить остаться! А ведь бабушка его критиковала и предлагала считать недоразвитым И дурачком называла. А он ей сострадал и ее жалел; сердцем. А сердце умнее ума. Успех и счастье в жизни не столько от ума зависят, сколько от интуиции и от душевных качеств. И бабушка это тоже поняла. Обняла внука и уже в голос зарыдала — от раскаяния.
Дурак тот, у кого нет ни жалости, ни сочувствия, ни сострадания, ни душевной деликатности. А знания и умения придут со временем, как к этому мальчику. Он потом показал чудеса сообразительности, а считает — ну чисто вычислительный центр. Но главное, он остался добрым.
Доброта — это ум сердца…
Автор:

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *