Осиновое сено

 

Осиновое сено Эту историю мне рассказал работавший в начале девяностых годов главой администрации Илимпийского района Эвенкии (Краснояркий край), а задолго до этого зоотехником в совхозах

Эту историю мне рассказал работавший в начале девяностых годов главой администрации Илимпийского района Эвенкии (Краснояркий край), а задолго до этого зоотехником в совхозах «Байкитский», «Нидымский» эвенк Анатолий Александрович Яковлев. А с удовольствием перескажу ее вам.
«Когда меня в шестидесятые годы направили в совхоз «Байкитский» главным зоотехником, в самом хозяйстве не было ни одной коровенки, их держали отдельные частники, и перебивались люди, а что самое обидное детишки, сухим молоком. И вот задумали мы у себя в совхозе завести молочно-товарную ферму. Сказано сделано. Я лично ездил на «материк», отобрал там шесть десятков коров. И поплыли осенью наши буренки на баржах сначала по Енисею, потом по Подкаменной Тунгуске к нам в Байкит.
Встретили их здесь как родных. В совхозе для буренок уже подготовлено было скотопомещение, подобраны доярки, скотники, заготовлены корма. Но вот сена, с учетом предстоящей восьмимесячной зимы, было совсем мало. Ну, может, на месяц-другой хватит. А дальше Ведь на одних комбикормах корова не проживет, ей обязательно нужна жвачка.
И получалось, что привез я буренок на Север из-за тридевяти земель на верную гибель.
Я ночами перестал спать, похудел, что делать не знаю. И никто подсказать не может, как тут быть. Спасение пришло с неожиданной стороны. Как-то зашел в контору опытнейший таежник Михаил Петрович Гаюльский (ныне покойный), сидим, курим. И тут он мне говорит:
— А чем сохатый отличается от коровы
Задумался я, припоминая. Да вроде та же самая скотина, даже биологическое и физиологическое устройство буренки и лося принципиальных различий не имеет.
— Так вот, — продолжает Михаил Петрович, сохатый-то зимой прекрасно обходится без сена. И знаешь, за счет чего Осину гложет.
Меня как током ударило. А ведь верно: есть у нас неподалеку гряда, вся поросшая осинником, так там сохатые чуть ли не стадами бродят, и весь осинник к концу зимы остается погложен крепкими лосиными зубами. Ай да старик, ай да голова! Надо же додумался. Но радоваться было еще рано. Во-первых, в каком виде подавать нашим буренкам эту осину, во-вторых, примут ли они ее вместо сена Не поленьями же кормить. И тут грамотный таежник подсказал: надо наделать из осины стружек потоньше.
И мы в большой тайне от односельчан (узнают засмеют!) для пробы приволокли с той самой гряды ствол осинового дерева к совхозной столярке, распилили его на чурбаки метра по два и попросили столяра Михеича все их перевести на стружку.
Михеич было заартачился: мол, что мне, заняться больше нечем Но мы его убедили, что так нужно. И начал стругать столяр рубанком ширк да ширк. А осина-дерево мягкое, податливое, стружка так и вьется. И запах от нее неповторимый.
Набили мы этой стружкой мешок и быстренько его на ферму. Облюбовали одну коровку и разложили перед ней три кучки: в одной сено, во второй комбикорм, в третьей осиновая стружка, и затаили дыхание. Корова шумно вздохнула и сначала взялась за сено.
Похрупала им, а потом, минуя комбикорм, ткнулась мордой в осиновую стружку. Мы тут и вовсе обмерли, ждем. А буренка (как будто делала это всю свою коровью жизнь) без малейшей заминки захватила полным ртом пахучие стружки и ну давай их нажевывать. Ура! Мы спасены!
Потом мы открыли столяру, зачем нужна была стружка, специально подсчитали, сколько за день он может настругать осины (выходило что-то около трехсот килограммов), да и поручили ему важнейшую работу на всю долгую зиму. За неплохую до четырнадцати рублей в день по тем временам зарплату.
Стружку смешивали с комбикормом, так и выходили наших коровок. Ни одна не пала. Мало того, они у нас поправились, а молоко давали с жирностью намного выше базисной.
На этом можно бы и закончить. Но наша затея с кормлением коров осиновой стружкой получила в округе неожиданный резонанс. Я в то время оставался за директора совхоза, ну и как руководитель поехал в Туру на очередную сессию окрсовета.
В своем отчетном докладе председатель окрисполкома вдруг обрушился на Байкит: мол, там докатились до того, что коров стали кормить дровами! Зал взорвался хохотом. Я этого стерпеть не мог, попросил слова, и все обстоятельно рассказал. Аплодисменты!
И осиновое «сено» еще не раз выручило нас в трудную пору»
Валеев

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *