Уходящий социум

 

Вспомнилось, с каким удовольствием моя мама смотрела фильмы пятидесятых годов. Это были годы её молодости. Песни, мода, освоение целинных земель, и всемогущая сила КПСС и ВЛКСМ. На собраниях клеймили прогульщиков, бракоделов, бюрократов, любителей лёгкой жизни. И многие из них осознавали и перевоспитывались. У меня возникали сомнения, но мама их рассеивала: «Так и было, поверь мне. Чтобы попасть на целину, надо было хорошо учиться и быть активистом». Маме удалось попасть на целину во время каникул в медицинском институте, и в институт она вернулась награждённой медалью «За освоение целинных земель». Это как надо было работать, чтобы за два месяца заслужить награду! И ведь вернулись студенты с целины с очень скромным заработком. Время было такое: «Если надо – значит надо!» Именно такие люди и смогли победить в войне и восстановить страну потом. Они не извлекали материальный максимум при каждой возможности. Тогда считалось, что «рвачи» уезжали на Север за длинным рублём, хотя какие они рвачи Длинный рубль был компенсацией за тяжёлый труд в условиях лютого дискомфорта. Многие из них теряли здоровье и семьи.

В нашем дворе был единственный владелец автомобиля. Когда он приезжал на обед на своём Москвиче 407, сидевшие на скамейке пенсионерки называли его «куркулём», ведь честные люди ездят на автобусе. Куркуль умер рано, на похоронах собрались его родственники. Общаясь с ними на поминках, соседи с удивлением узнали, что покойный долго проработал на Севере, всё никак не мог накопить денег на свою мечту – Москвич 407. Солидную часть своей зарплаты он пересылал сёстрам, мужья которых не рискнули поехать на Север. И вот мечта сбылась, и куркуль вернулся в город. Снял комнату, и до самой смерти пахал уже здесь, как привык это делать на Севере. Получить квартиру не успел – подвело сердце. Вот цена «длинного» рубля.

Часто вспоминаю, как мама делилась со мной печальным известием: «Умер актёр такой-то». А я его и вспомнить не мог. Вицин, Никулин, Моргунов, – этих знаю, а покойного нет. Мама ахает и начинает называть фильмы, в которых он играл. Я пожимал плечами, а мама с сожалением говорила: «Фильмы отличные, нам их на целине показывали».

И вот моей мамы нет, и фильмы пятидесятых годов показывают всё реже и реже.

 

Нахваливая фильм, популярный в моей молодости, часто слышу от молодёжи: «Я не люблю советские фильмы». У этих ребят свой ритм жизни, свои кумиры, свои ценности. И когда в новостях сообщают о преждевременной кончине звезды сериала, мне это ни о чём не говорит. Ни фамилия звезды, ни название сериала. Только иногда смущает возраст, ему бы жить да жить. А вот смерть популярных актёров из моей молодости расстраивает. После каждой смерти, обязательно просматриваю фильм с его участие. Мой любимый сериал «Большая перемена». Часто его пересматриваю, и каждый раз отмечаю, что этих артистов уже нет. Смерть Валентина Гафта потрясла, как будто потерял близкого человека. Некоторые фильмы смотрел только ради его игры. Благо есть возможность перематывать неинтересные моменты.

Недавно процитировал в чате знаменитую фразу из комедии «Джентльмены удачи», сразу посыпались вопросы: «А это откуда» В командировке предложил молодым коллегам посмотреть комедию «Сеньор Робинзон». Я смеялся как во время первого просмотра, а молодёжь заскучала. Зато смотреть «прикольный ужастик», предложенный ими, не смог. Или современный КВН. Я помню, с каким восторгом смотрел выступление Одесских джентльменов, МХТИ, Дримтима. Тонкий юмор. А сейчас что-то смешное (судя по реакции зала), а я даже не понимаю, над чем и когда надо смеяться.

Наверно так устроено в этом мире, одно поколение не понимает другое. Вот и наше поколение стало уходящим социумом…

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *