Надя Рушева: быстрая жизнь девочки-кентавра

 

Надя Рушева: быстрая жизнь девочки-кентавра 31 января 1975 года космонавт Георгий Гречко выходил в эфир программы «Время» прямо из космоса. Это сейчас мало кто уже знает имена нынешних

31 января 1975 года космонавт Георгий Гречко выходил в эфир программы «Время» прямо из космоса. Это сейчас мало кто уже знает имена нынешних космонавтов, а тогда каждый полет был событием. И конечно, вся страна ждала прямой связи с космонавтами.

В этот раз Гречко вдруг удивил: он показал рисунок. На рисунке – Мальчиш-Кибальчиш, герой сказки Гайдара. Гречко объяснил, что взял его специально в полет, а нарисовала Мальчиша юная художница, и 31 января у нее как раз день рождения.

Кстати, это первый в истории случай, когда в космос брали произведение искусства.

Странно подумать, что на днях бы ей исполнилось 70. Она навсегда осталась семнадцатилетней.

Надя Рушева была дочерью русского художника и тувинской балерины. Кстати, мама Нади стала первой балериной Тувы, до нее этого искусства там просто не было. Сама она в детстве жила в юрте, пасла лошадей и овец, для Тувы обычное дело.

Родилась Надя в Монголии, сюда родителей направили поднимать культуру дружественной страны.

С маленькой дочкой Николай и Наталья приехали в Москву. Стали жить с родителями Николая. Они приняли тувинскую девушку как родную, хотя она дико стеснялась: считала, что не очень хорошо говорит по-русски, да и вообще побаивалась большого города.

А крошка Надя вскоре стала всех удивлять. Да, все дети рисуют, но Надя рисовала как-то необычно. Причем, зачастую то, что не видела. Однажды дедушка рассказывал ей о мифах Древней Греции. И особенно ее впечатлили кентавры – кони-люди. Может, сказалась тувинская кровь, ведь каждый тувинец – почти как кентавр, срастается со своим конем.

Она и сама была немного девочкой-кентавром, чуть диковатой, с этой смесью русско-тувинской крови.

Рисовала Надя очень-очень много. Рисовала постоянно и везде. Блокнот за блокнотом. Уже стало понятно, что это не детское баловство, это страсть. Папа-художник никогда ее особо не учил, так, что-то подсказывал. Надя была художницей с даром от Бога, иначе никак это не объяснить.

Родители подумывали отдать Надю в художественную школу, но им отсоветовал художник Василий Ватагин. Тот был знаменитым анималистом, он иллюстрировал советское издание «Маугли», рассказы Сетона-Томпсона. Николай Рушев принес ему две папки рисунков Нади. Ватагин с интересом их посмотрел, сказал, что у девочки безусловный талант. Но посоветовал «не мешать саморазвитию».

Наде тогда было всего 11 лет. А когда ей было 12, в «Пионерской правде» опубликовали ее рисунки.

Дальше события развивались стремительно. Ее рисунки показали Борису Полевому, главному редактору журнала «Юность». (Полевой, если кто забыл, автор «Повести о настоящем человеке».) Он восхитился и тут же позвонил другому советскому классику, Льву Кассилю, потребовал, чтобы тот приехал, здесь нечто удивительное. И Кассиль быстро примчался. Увидел рисунки Нади, и сказал: надо с ними что-то делать! Тут же Полевой и Кассиль решили сделать выставку, прямо в редакции «Юности».

Персональная выставка в 12 лет – это достойно книги рекордов Гиннеса.

 

Лев Кассиль приехал к Рушевым домой и вскоре писал о Наде: «Я увидел множество чрезвычайно выразительных и удивительных по точности художнического зрения рисунков. Меня познакомили с их автором – худенькой, чернобровой девочкой, молчаливо и как-то отчужденно, безразлично слушавшей всё, о чём восторженно толковали писатели, журналисты, художники».

Насчет «отчужденно и безразлично» Кассиль заметил точно. Надю совсем не волновал ее огромный успех. Родители ликовали, а она хотела лишь одного – рисовать. Примерно в то же время в МГУ на Ленинских горах студенты открыли выставку Нади Рушевой. Была запланирована встреча художницы с поклонниками – их уже набралось много. Надя вышла к залу, увидела множество людей… И вдруг расплакалась и убежала.

Иная девчонка упивалась бы славой, тем, что вокруг столько восторгов и фотокамер – только не Надя. И это в ней было явно сугубо тувинское. Хотя выросла в Москве, но кровь древних аратов-буддистов ей говорила: «Будь собой. Будь гордой. Над тобой лишь небо, все остальное не имеет значения».

Девочка-кентавр.

Потом были иллюстрации к «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите», знаменитая пушкинская серия. Да, во многом еще ученические, несовершенные, но уже проступала твердая графика, как у Пикассо или Матисса, когда одной линией дается фигура, характер, образ.

Надя точно бы стала большой художницей, но все завершилось мгновенно, утром 6 марта 1969 года.

Об этом страшном последнем утре написал ее отец: «Совершенно здоровая дочка спокойно позавтракала, проверила уложенный накануне портфель и надела школьную форму с фартуком. Ласково простилась с мамой, уходящей на работу пораньше. И, наклонившись к своим школьным сапожкам, вдруг лишилась сознания и упала…
Я был в другой комнате. Услышав тяжкие стоны, бросился к ней на помощь. Расстегнул воротничок и призвал соседей. Одна из женщин оказалась медсестрой, но я побежал за врачом в поликлинику, с которым быстро вернулся на неотложке. Врач сделал укол и вызвал скорую помощь, которая отвезла Надю в 1-ю Градскую больницу. Пять часов врачи пытались спасти Надю, но, так и не приходя в сознание, она скончалась…»

Диагноз: кровоизлияние в мозг.

Наде было 17 лет.

На ее могиле – памятник. На нем рисунок Нади – забавный кентавренок. С чего началась ее короткая жизнь – тем и закончилась.

…А теперь вернусь в космос, в 1975 год. Где космонавт Георгий Гречко показывает всему Советскому союзу рисунок Нади, Мальчиша-Кибальчиша. Он рассказал о Наде, о том, что ее уже нет, но сегодня, 31 января, ее день рождения.

И что надо вспомнить о ней.

Алексей БЕЛЯКОВ

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *