Этот пост скорее попытка донести до социума откуда потом берутся плохо подготовленные кадры в больницах и, что хуже, растёт смертность среди населения.

 

Будет очень много букв.
Анамнез
Я благополучно отучился 6 лет в медицинском институте. И окрыленный «яжврач» и «спасайжизни» побежал с документами в свой же институт подавать в ординатуру. Но разберем этот этап чуть подробнее. Как изнутри выглядит обучение.
Статус
Первые 2 года в мединституте в тебя вкладывают основы медицины. Попутно засирая мозги высшей математикой, русским языком, историей России, философией и тд. Не спорю, база есть база. Но это учебные часы, зачёты, работы. А главное время. Я бы лучше анатомию читал, вместо истории государства Российского (которое и так шикарно в школе объясняли, и да, я в курсе когда крестили Русь, зачем строили Петербург, и почему Ленин не плакал на похоронах Сталина). Если ты в ВУЗе, то предполагается, что ты осилил так или иначе школьную программу. Вопрос — зачем снижать КПД пребывания студента в институте ненужными часами условно необязательных предметов. На это мы ответ не нашли.
Затем начинается шиза на 4 года. Ты изучаешь МЕДИЦИНУ. К сожалению, есть одно огромное НО — через призму преподавателя. И если тебе не очень повезло, и это старый профессор, которого держат ради статуса кафедры, то ты обречён изучать все сам в свободное от учёбы время, которого у тебя и так не очень то много. А сдавать должен не предмет, а то, что хочет услышать тот самый «профессор». Мы часто учились не предмету, а отношению преподавателя к данной дисциплине. И спасибо огромное тем, кто правда нас учил науке. Благодаря им, мы хоть что-то усваивали.
Второе «НО» это отсутствие практики. Да, есть клинические базы. Да, мы видим пациентов. По одному на каждую тему занятия. Один раз увидел диабет в самой простой форме без осложнений и осознал все, что написано в тоннах рекомендаций Что можно понять из этого В Америке, Германии и других странах, где есть упор на здравоохранение давно признано, что лучшее обучение есть практика. Группу делят на подгруппы по 4-6 человек и работают с ними «от и до» с пациентами. И ни для кого не секрет, что человек запоминает около 30% того, что слышит, и 80% того, что делает. Лекции, семинары нужны, но затем нужно «закрепление» материала. Услышанное и записанное без отрабатывания на практике есть трата времени. Через пару лет эти «ценные» знания пропадут как будто их и не было. Доказательство можете получить у любого знакомого вам врача. Спросите его вопрос не по его специальности. Скорее всего не ответит в силу отсутствия практики в этом в течение нескольких лет, а ведь он учился на универсала.
Предположим ты выжил и добрался до госэкзаменов. И предположим ты их успешно (или не очень), но сдал.
С 2017 года был преподнесен подарок всем нам, и вам, пациентам, в частности от нашего Минздравсоцразвития. А именно — первичная аккредитация.
Взглянем со стороны ведомства: у вас есть первичное звено, то бишь поликлиники. И там не хотят работать, а остались врачи сильно послепенсионного возраста. Возьмём не Москву или Санкт-Петербург, а регионы. Да и в столицах хватает пустых мест. Поднять зарплаты Не вариант, «денег нет, но вы держитесь» Улучшить условия труда Да где это видано! Погодите, у нас же есть куча недоврачей с дипломами. Но у них нет лицензий, пока они не закончат ординатуру или (до этого существующую) интернатуру… Как же их заставить работать в амбулаториях Приказ Не, нарушение конституции. Тогда давайте им сделаем как в Америке. Тест! У них правда 40 000 вопросов по всем дисциплинам, а у нас будет 4000 и только по поликлинической практике. И раздадим лицензии, но с пометкой «врач участковый» Минтруда подсуетился и написал под этого обязанности. Так стоп, но они же все равно не должны идти работать… Ах да, поднимите цены на ординатуру и не давайте им получать узкую специальность. А еще поступление как по ЕГЭ. +15 баллов за красный диплом, +5 за трудовой стаж медсестрой от года до трёх (хотя когда его успеть получить, если ты не учился в медицинском колледже до института). А еще +10 за каждый год работы в сельском амбулатории. Пусть едут как Булгаков, земскими врачами.
Что видим мы, выпускники:
1) безбожно малое количество бюджетных мест на специалитет
2) перспектива работать участковым всю жизнь
3) а нет не всю, так как ты кого-то угробишь на участке весьма быстро в связи с отсутствием клинического опыта
4) а нет, всё-таки всю жизнь, потому что разбираться с тем, что человек умер в больнице от того, что на дому ему не то назначали годами никто не будет (ну или единицы в крайнем случае)
Что мы получили на выходе: отряды зелёных, вынужденных, в связи с реалиями, идти работать «недоврачей»
Но есть и те, кто смог добраться до бюджетной (и не очень) ординатуры. Чтобы потратить еще 2 года жизни на глубокое изучение узкой специальности. Лично мой выбор пал на специальность «Педиатрия»
Честно скажу, из-за благих намерений, что взрослые чаще сами виноваты в своих бедах, а вот дети точно нет. И им есть куда еще жить.
И тут я столкнулся с «дедовщиной» в медицине. Не повсеместно, не буду врать, что «всюду сволочи, один я д’Артаньян»
«У тебя есть два путя»:
1) Ты попал к адекватному специалисту. Он будет передавать тебе 200% своего опыта. Подстегивать тебя изучать новые рекомендации и исследования. Не откажет тебе в попытках писать научные работы и сделает все, чтобы ты за 2 года принял всё то, до чего он шёл в своей жизни сам. Просто так. Ради пациентов. Так он был один умный, а так вас уже в два раза больше.
2) Ты попал к специалисту. У него 100500 пациентов, и он не успевает заниматься бюрократией (как кстати и первый вариант). А тут ему подогнали тело, с руками и даже вроде как головой. В полное его распоряжение. И ты будешь сидеть и писать. Писать. Писать за него всё. Но если в первом случае ты получаешь в обмен опыт и знания в свободное от писанины время, в этом варианте ты прекрасная секретарша. А время идёт. И твоя ординатура тоже. А все что ты понял это типовые случаи. Тебе создадут матричное мышление. И самое страшное, что будучи в практике уверенным, что это простой случай, как ты видел 100 раз, ты пропустишь редкую патологию. О которой ты не знал в силу отсутствия времени и источника для образования. Но, к сожалению, этому пациенту все равно от чего он умер. От гриппа из-за халатности, или из-за редкой скрытой болезни, о которой не знал ты, твой «врач преподаватель» в ординатуре, или же твой лектор в институте. И это есть везде. Пока не будет стандарта для тех самых врачей, которые учат других, пока еще неврачей.
Выписной эпикриз:
у этой истории болезни нет рекомендаций или готового решения. Из поступивших в медвузы, заканчивают их хорошо если 25%, по разным причинам, объективным и не очень. Из оставшихся только 50% идут дальше. И уже из них, пройдя весь путь, потратив 8 лет жизни, а кто-то и больше, только 15% останутся и не уйдут в фармкомпании, медицинские представительства и тд. Просто потому, что страшно. Страшно убить человека. Косвенно, ты просто не знал о такой болезни. Тебе 8 лет что-то рассказывали, а это не успели.
Я уже хочу просто бросить это все. Но меня держат улыбки здоровых детей, которых я выписываю. Отношение руководства, как к мусору, которым можно распоряжаться как и сколько угодно, тыкать в обязанности, не выполняя свои убивает желание идти дальше. А отсутствие медикаментов, средств диагностики и наличие тонн бумаг убивает желание работать в государственных медицинских учреждениях. И каждый раз, когда хочется бросить, находится тот самый врач, у которого хочется учится всему. Его мышлению, видению процесса лечения, его подходу к пациентам.
Минздрав затыкает нами дыры, врачам не хватает времени и сил передать опыт молодым. Источники свежей информации мы ищем сами. Пока не будет нормального отношения государства к своим пациентам, оно не будет думать о нормальной подготовке тех, кто будет их лечить.
«Профессия врача похожа на профессию сапера. Только цена ошибки сапера его собственная жизнь, а врача чужая.»
В.А.Фролов, профессор, дмн, декан медицинского факультета РУДН.
ЗЫ: захотелось поделиться тем, что происходит на самом деле в медобразовании. я уверен, что так бывает у всех. Только тут цена ошибок велика, как и у архитекторов, кто строит ГЭС. Как и у военных. И многих других. И да, спасибо всем тем, кто воспитывал меня эти 6 лет в медицинском и тратил силы на то, чтобы я впитал знания и их опыт. Это бесценно и я безмерно благодарен им за это.

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *