Небольшое пояснение к посту

 

между врачебной ошибкой и халатностью

Человеческий фактор», как это воспринимают в России, вообще не существует. Если посмотреть иностранную литературу, термин «human factors» всегда относится к условиям в которых работает сотрудник, и которые накладывают определенные ограничения на действия сотрудника. То есть, это факторы, не связанные с желанием, или отсутствием желания сотрудника выполнить работу «как надо». В противоположность этому, в России под этим подразумевают в основном халатную работу, о чем топикстартер писал.

На самом деле, когда происходит неблагоприятное событие есть две группы причин:
— общие, то есть системные, не связанные с действиями медработника, которые относятся к том, как построены структура и процессы для оказания медицинской помощи. До 85% всех неблагоприятных случаев возникают вследствие общих причин. Здесь входят и знания и навыки медперсонала.
— специальные, которые относятся к действиям самого медработника. Он может повлиять на максимум 15% всех неблагоприятных событий.

Пример общих причин:

— Приемный покои в тех многопрофильных больницах, которые строились по советским СНиП-ам не предусматривают быстрое обращение с пациентами: коридоры узкие, смотровые кабинеты маленькие, и все они заточены под одного специалиста. Провести комплексное обследование врачами, предположим, трех специальностей и с использованием подвижного рентгена, невозможно, просто места нет. Рем-зал отсутствует, он есть в БСМП (не во всех). Происходит неизбежная задержка при приеме пациента с сочетанной травмой и другими комплексными состояниями.

— В отделениях стационара до 35 пациентов и только две постовые медсестры в смену. Уделить должное внимание каждому пациенту невозможно. Медсестры работают по 12 часов непрерывно, без права сна, как это записано в ТК. Вероятность ошибки в последней трети рабочего времени возрастает в разы.

— Весь медперсонал работает на полторы ставки, поскольку специалистов не хватает. В некоторых случаях фактический дефицит составляет больше 30%. Врач, который отработал дежурство и еще свою смену, опасен и для себя, и для пациента.

Пример специальных причин:

— при перекладывании пациента на кресло-каталку кресло не поставлено на тормоз (при условии, что тормоз есть, что он работает, и что сотрудники обучены им пользоваться),

— почерк врача в листе назначения нечитабелен.

Эти причины есть, но их влияние на лечебный процесс незначительно.

Почему-то в России ни органы управления здравоохранением, ни медперсонал, ни пациенты, не хотят разбираться со специальными причинами. Куда проще сослаться на «человеческий фактор», наказать, уволить, оштрафовать. Это вообще не решает проблему, напротив, такой подход ее усложняет. Уже видим, что врачи не хотят браться за сложные, рискованные случаи, поскольку не хотят рисковать попасть в тюрьму или угробить свою карьеру. И они, конечно, правы.

 

Примеры, где проще было наказать, чем изменить систему:

— в Ульяновске молодой женщине ввели формалин место физраствора, женщина скончалась. Виноватой в этой ошибке оказалась операционная медсестра. При этом, ее рабочий стаж — всего три месяца. Этого достаточно, чтобы работать операционной медсестрой При этом в больнице нет документированной системы управления безопасностью пациентов, нет правил инструктажа вновь принятых сотрудников, нет правил проверки готовности операционного зала к операции. Но виновника нашли.

— в роддоме в Набережных Челнах при выписке перепутали детей (обе матеры Людмилы). Из-за этого уволен глава городского органа управления здравоохранения. При этом медсестре, которая ошиблась, это был первый день работы после коледжа. И на тот момент в роддоме не было документированных правил идентификации пациентов. Зато, снова, виновник найден, детей перепутала городская администрация.

— в Республике Тива женщина скончалась вследствие анафилактического шока. Медсестра, которая присутствовала когда у пациентки начался приступ, сидела сложа руки, поскольку по правилам больницы она не имеет право ничего делать, и особенно не имеет право ввести пациенту адреналин внутримышечно без назначения врача. Врач на дежурстве был только один и пришел на место после 20 минут, чтобы констатировать смерть. Конечно, тот, который придумал такие правила не пострадал, виновными оказались медсестра и врач.

Чтобы доказать что «человеческий фактор» не существует:

— если врач чего-то не знает, как он вообще обучался и получил аккредитацию и кто отвечает за мониторинг его работы Как его приняли на работу с неадекватными знаниями

— если врач ошибается из-за рабочей нагрузки, переработок и так далее — почему появился дефицит медперсонала Кто организовал такой процесс, в котором нет профилактики профессионального выгорания

— если персонал в регистратуре хамит пациентам, кто отслеживает качество их работы Почему руководство этого допускает

— если врач назначает фуфломицины, так в клинических рекомендациях они напрямую указаны, тот же самый арбидол. Причем тут врач

И так далее. Буквально на каждое последствие можно найти превалирующие причины, связанные с действиями руководства медорганизации, или с организацией здравоохранения.

Насколько все это не имеет смысла, показывает и тот факт, что для тех, которые работают в Следственном комитете, разработаны методические указания о том, как расследовать «преступления медработников, совершенных по неосторожности» (есть в интернете), и о том, как вести допрос медработников (тоже есть в интернете). Зато нет руководства о том, как исследовать коренные причины неблагоприятных событий чтобы они не повторялись, как провести профилактику таких событий. И понятно почему их нет: куда легче находить и наказывать отдельных козлов отпущения, чем менять систему.

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *