Так получилось, что в последние дни я достаточно много времени провела с ребенком.

Ну как с ребенком с одиннадцатиклассницей, представительницей того самого поколения ЕГЭ, о котором так любят писать журналисты и блогеры.
Сразу оговорюсь я не пытаюсь сделать глобальных выводов на примере общения с одним человеком.
Я хочу определить некие общие черты, которые замечала и у других, найти главные отличия.
«Клиповое мышление» читаю я через пост в своей ленте. «Поколение потребителей!». «Выросли в теплице!».
Вот насчет теплицы, пожалуй, отчасти соглашусь.
Вообще, мне в принципе тяжело смириться с мыслью, что люди 2000 года рождения не лежат в люльке, а могут ходить и разговаривать, даже пользоваться бытовой техникой.
Мысль о том, что в любом офисе страны теперь можно встретить коллегу, никогда не жевавшего гудрон, не прыгавшего по гаражам и не носившего леопардовых лосин, и вовсе не дает мне покоя.
Моя и моих ровесников юность пришлась на тот период, когда недорогую водку, купленную в ларьке, разводили модным напитком «юпи» и пили в подъезде. И не то, чтобы маргиналы какие-то огромная часть обычных провинциальных подростков. Во времена моей юности, 90-е годы, модная одежда была многим не по карману приобреталась она на рынках страны и стоила как чугунный мост, потому что в те доисторические времена предприятия вдруг перестали выплачивать сотрудникам зарплаты. Страну трясло, через границы хлынули западные товары, открывались первые макдональдсы.
А мы, тогдашние дети, давили пивные пробки на трамвайных рельсах и меняли их на фантики от жвачки «турбо».
Сегодняшние дети выросли в мире, когда любая информация доступна в каждую секунду жизни. Чтобы узнать приблизительную температуру поверхности Марса им не надо идти в библиотеку, достаточно вынуть из кармана телефон и ввести запрос.
Даже печатать не надо просто голосом спросить. «Алло, Алиса».
Моему деду, например, потребовалось бы для этого преодолеть 6 километров на лыжах и 5 часов на рейсовом автобусе. Мне 20 минут на трамвае до центральной библиотеки.
Растут потоки информации, растет информационный шум, время становится ценным активом.
Вот в этой технологической реальности они и выросли.
И что же Будь у меня с детства смартфон с встроенной «Алисой» и калькулятором я бы, вполне вероятно, не умела считать и писать. А мои юные собеседники, как выяснилось, умеют. И дело не в школьной подготовке. Когда сталкиваешься с огромным информационным потоком автоматически учишься фильтровать сведения. Отличать нужное от ненужного. Это такая как бы интеллектуальная эволюция у них отрос специальный орган, который отсеивает ерунду, но при этом заставляет развивать то, что пригодится. Основы логики, основы аналитики.
Пойдем в музей Булгакова говорит мне ребенок, не часто бывающий в Москве, А как ты считаешь, Чехов мог бы работать врачом и никогда не писать
Мог бы.
Такие разговоры. И где-то в момент обсуждения Тургенева -ловлю себя на мысли. То, что я вижу сейчас и то, что я читаю о современных подростках две диаметрально противоположные картины.
С ужасом и недоумением вспоминаю модных психологов, какую-нибудь госпожу Петрановскую, на голубом глазу сообщающую, что классическая литература и фундаментальное образование для этого поколения не такие уж и обязательные. Словно бы нынешние дети прилетели с Нибиру, немножко замерли над землей в левитации, вращают глазами и клипово мыслят.
С нарастающим раздражением вспоминаю всплеск очередной блогерши, посвященный идее, что русская литература устарела. «Уважаемая», хочу отвечать, «Это вы устарели.
А русская литература она не инструкция к стиральной машине, она на то и классическая, что не устаревает. Декорации меняются, люди те же. И никакой айфон их не переделает, не изменит глобально».
Нам трудно с ними и не потому, что вечный тургеневский конфликт.
И даже «Гадкие лебеди» Стругацких объясняют ситуацию лишь отчасти. Нам сложно с ними, потому что у нас иные представления о норме.
И не только морально-этической бытовой.
У нас несколько иначе устроен восприятийный аппарат.
Мы с детства можем гораздо больше, а знаем гораздо меньше.
Наверное, теми же глазами, что я смотрю на сегодняшних подростков, глядели бы на меня люди, выросшие в мире без письменности.
Разные мы Да безусловно, разные.
Но оба, например, спим, едим, ходим по земле на двух ногах и иногда даже поем.
И звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас как писал один там деятель, никогда не видавший, кстати, смартфона и даже телефона кнопочного.
Не устану повторять оставьте вы уже в покое поколение ЕГЭ, уважаемое поколение лосин и уважаемое поколение вареных джинсов.
Неизвестно еще, что они придумают, когда мы все отправимся в долгое путешествие к поколению в фофудье и лаптях.
Мария Дегтерева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *