ГРАЙЖИК

 

грайжик грайжик – это по идиш и потроха, и рубец, и желудочек, и кишки. в общем, внутренности. как говорила бабушка, а вос мит а дос! как это точно переводится, я не знаю, но что-то вроде ничего

Грайжик – это по идиш и потроха, и рубец, и желудочек, и кишки. В общем, внутренности. Как говорила бабушка, а вос мит а дос! Как это точно переводится, я не знаю, но что-то вроде ничего из ничего. Бабушка называла грайжиком блюдо из телячьих или бараньих кишок.
Возни с этим блюдом очень много, но бабушка, выросшая в очень бедной семье, не привыкла что-то выбрасывать, что можно использовать в еде. И получалось у нее еда, вкус которой я помню и сегодня. Пытался я точный рецепт этого блюда найти в различных кулинарных книгах, но всюду сводилось это или к приготовлению рубца, или к всевозможной смеси потрохов. А чисто из кишок рецепты не нашел.
Мыла кишки бабушка может в восьми водах, а может и больше. Я не считал, но начинала она их мыть утром и во второй половине дня заканчивала. После каждой мойки сливала воду и начинала мыть в новой. После этого резала кишки на мелкие-мелкие кусочки. При этом нож в ее руках, как шпага мушкетера мелькал в воздухе. Я, наблюдая за этим, все время боялся, чтобы она не попала по пальцу, которым она придерживала кишку. Нож буквально опускался возле него. А перед этим, папа точил нож, что бы он был как бритва. Порезав кишки, бабушка опять их мыла. И только после этого отправляла их в кастрюлю, заливала водой и ставила в печку, как она говорила, кипятится. В воду она клала один лавровый лист, пару горошин душистого горошка и целую луковицу. Кипятились кишки часа три.
Как говорил папа, это еще не сказка, а присказка. Ибо после кипячения, бабушка вынимала порезанные кишки из кастрюли, перекладывала их в сковороду, крошила туда же две луковицы, и на подсолнечном масле жарила все, пока лук не приобретал золотой цвет.
Потом брала пять-шесть больших картошек, чистила их, резала на кружочки и складывала в чугунок. Туда же клала пожаренные кишки с луком, натертую на терке одну морковку, один лавровый лист, выливала из сковородки оставшийся жир, добавляла полстакана воды, солила и перчила все, потом встряхивала содержимое чугунка и отправляла его в печку тушиться часа на четыре.
И все. Это блюдо нравилось у нас всем. И все просили всегда добавки. Какой ни привереда в еде был я, но и я, на радость бабушке, уминал тарелку грайжика, буквально вылизывая каждую крошку. И бабушка, видя это, довольная говорила:
— Швэр махцахс, гут эсцах! (Трудно делается — вкусно кушается!- идиш)

Не нашел фото в инете с этим блюдом, но процесс жарения кишек отыскался.Правда, бабушка резала кишки на более мелкие кусочки.

 

Марата Баскин

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *