Пушкин скучал в Южной ссылке

 

Пушкин скучал в Южной ссылке Не хватало ему впечатлений. Скука невозможная, мешковина, духота, тоска. Вчера, печально валяясь, составил расписание невесёлой недели ссылки Александра Сергеевича.

Не хватало ему впечатлений. Скука невозможная, мешковина, духота, тоска. Вчера, печально валяясь, составил расписание невесёлой недели ссылки Александра Сергеевича. Наугад взял неделю.
Понедельник. Толпа болгар и албанцев вломилась в дом Кацика, в котором располагалась кишинёвская масонская ложа. Ложу организовали генерал-майор Павел Сергеевич Пущин и дивизионный врач по фамилии Шулер. Павел Сергеевич, герой войны 1812 года, взял в плен доктора Шулера, героя войны 1812 года, в 1812 году на реке Березина, когда Шулер был ещё французским военным врачом. Вот вместе с той поры и служили. Втянули в масонские тенета майора Михаила Максимовича, полковника Луи Треска, боярина Мануэля Бернардо, подполковника Кюрто, подполковника Якова Бароцци (полицмейстера). Александра Сергеевича нашего тоже заманили. А после включения поэта-изгнанника подумали-подумали, рукой махнули и решили ещё православного архимандрита к себе, значит…туда.
Архимандрит попался отличный. По имени Ефрем. Конспиративно подъехал к масонскому гнезду в карете. Толпа жителей Кишинёва, томимые повсеместной скукой, увидала, как архимандрита Ефрема сначала увели в дом, а потом вывели из дома с завязанными глазами и мрачно повели в подвал.
Я бы, конечно, и бровью не повёл, наблюдая, как люди в чёрном с факелами уводят архимандрита с завязанными глазами в подвал, неся перед ним чёрную книгу с таинственными знаками. Я в Москве был.
А кишенёвцы что-то всполошились. Произошёл неприятный штурм дома с использованием топоров и освобождение архимандрита из подвала. Вызвали полицию. Полицмейстер затаился. Протокол. Ор. Чад от факелов. Сверкание ножей. Появился полицмейстер, который из окошка вылез аккуратно и незаметно. У спасённого архимандрита требуют немедленного молебна и благословения. Вино. Песни. Хищные танцы с вскриками. Масоны и румыны пускаются в пляс под еврейские скрипки и православные распевы. Из собора, что напротив масонского гнезда, раздаётся перезвон колоколов. Албанцы стреляют в воздух. Начинается резня баранов. Греки подключаются. Архимандрит Ефрем произносит проникновенную речь. Полицмейстер рядом и не мигая.
Скука. Александр Сергеевич, наблюдая всю эту рутину провинциальную, слабо улыбнулся. Тосковал.
Вторник. Ловля горожанами ресторатора Тардифа. Тардиф за несколько лет до своей поимки в Кишинёве владел отелем «Европа» в Санкт-Петербурге. Первая «Европа» располагалась в здании Главного штаба, «в левой половине его, что к Адмиралтейству». Шикарнейшее было заведение. Министры, послы, генералитет, весь свет! Августейшие особы! Когда в марте 1812 года гвардия выступила из Петербурга, загодя готовясь встретить совершенно неожиданное вторжение Наполеона, дела Тардифа пошатнулись. Такое раньше бывало: с громким именем откроют ресторан в Петербурге, потом кто-то от кого-то уезжает и всё, в ресторан только три приезжих в неделю. Из Тюмени и по инерции.
После победы гвардия решила по счетам Тардифа не платить. Тардиф начал активно выпивать, безобразничать на Дворцовой и Английской. С боевым разворотом на Миллионную. И вскоре был привезён в Кишинёв своим братом Оттоном в телеге голым и связанным. Александр Сергеевич сразу подружился с таким славным Тардифом.
Сегодня я поутру дома
И жду тебя, любезный мой,
Приди ко мне на рюмку рома,
Приди — тряхнем мы стариной.
Наш друг Тардиф, любимец Кома,
Поварни полный генерал,
Достойный дружбы и похвал
Ханжи, поэта, балагура, —
Тардиф, который Коленкура
И откормил, и обокрал,-
Тардиф, полицией гонимый
За неуплатные долги,-
Тардиф, умом неистощимый
На entre-mets, на пироги…
Во вторник Тардиф, употребив вкусной и питательной водки в семь утра, решился на возвращение в столицу. За правдой! И с прихваченным ружьём, вооружившись саблей, с пистолетом в руке начал великий поход на север. Предварительно выстрелив в своего хозяина В.П. Горчакова, ближайшего кишинёвского друга А,С. Пушкина и квартирмейстера 16-й пехотной приграничной дивизии. Полицмейстер, отходя после вчерашнего масонского погрома, не сразу подключился к поимке человека, чуть было не убившего основного дивизионного секретоносителя. Ловили одарённого кулинара силами обывателей. Ресторатора удалось обезоружить после погони. Г-жа Кручика ( 68-ми лет, «трижды вдова») ударами трости «в подбрюшье, кадык и колено» оборвала надежды беглеца на восстановление справедливости.
Александр Сергеевич чуть подивился очередной гримасе непроходимой провинциальной тоски.
Среда. Пушкина, изнемогающего от грусти, знакомят с человеком по фамилии Искра. Человек по фамилии Искра заявил властям, что лично видел шведского короля Карла XII в Бендерах в 1709 году. В доказательство старец Искра нарисовал Пушкину самого Карла, расположение оставшихся у Карла сил, укрепления шведского лагеря заштриховал, перечислил имена телохранителей Карла и показал человеческую челюсть, принадлежавшую шведскому полковнику Вальдштейну.
Пушкин спросил у Искры что-то про Мазепу, про Кочубея, как Карл махал руками: сильно или слабо а дочь у Кочубея была Ответы Искры записал в книжечку. Вздохнул невесело.
Четверг. Пушкин вызвал на дуэль сразу двоих. Одноногого и второго, в звании полковника. Чуть не подрался с ними в бильярдной, а потом вызвал на дуэль. В коляске меланхолично пожаловался своему приятелю Липранди, что жить стало невыносимо предсказуемо и пресно…
Пятница. Почтмейстер Алексеев с сотрудниками почтамта нападает на отдыхающую в овраге вооруженную банду серба Вачича. Главарю удаётся вырваться из смертельной почтмейстерской ловушки и уйти верхами, отстреливаясь, в сторону турецкой границы. Сотрудники почтамта деловито вязали уцелевших. Александр Сергеевич заехал к почтмейстеру Алексееву вечером, тихо спросить, нет ли писем из весёлого Петербурга И вообще поинтересоваться: ну хоть что-то интересное здесь предвидится или нет
Джон Шемякин

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *