Алексей Учитель

 

Алексей Учитель Алексей Ефимович Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец – Ефим Юлиевич Учитель – выдающийся советский режиссёр-документалист, лауреат Сталинской премии. Он

Алексей Ефимович Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец – Ефим Юлиевич Учитель – выдающийся советский режиссёр-документалист, лауреат Сталинской премии. Он прославился циклом документальных фильмов, посвящённых героической борьбе жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Будущий режиссёр многому научился у своего отца, ведь Ефим Юлиевич с малых лет брал сына на съёмки. В детстве Алексей Учитель посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, где сначала изучал кинематограф, а впоследствии переключился на фотографию. Вопрос выбора профессии никогда не стоял перед Алексеем: он с детства знал, что будет режиссёром, как его отец.

После школы Учитель-младший отправляется в Москву поступать во ВГИК, но не на факультет режиссуры, а на операторский. На этом настоял отец, убеждённый в том, что для закладки фундамента мастерства кинорежиссёра необходимо вначале побывать в роли оператора, чтобы лучше понимать визуальную составляющую профессии. Позже Алексей Учитель с благодарностью вспоминал ценную рекомендацию отца. 

Первая попытка поступления оказалась неудачной – Алексея не приняли, несмотря на высокие оценки на экзаменах и известную в кинематографических кругах фамилию. Заведующий кафедрой документального кинематографа ВГИКа во время собеседования порекомендовал Алексею сперва получить опыт армейской службы, после которой обещал принять его без экзаменов.

К счастью, Алексей Учитель не послушался этого совета и следующий год проработал ассистентом оператора на студии документальных фильмов. Режиссёр вспоминает, что для успешного результата необходимо было сдать восемь экзаменов, из которых семь на «пятёрки» и лишь один на «четыре». Такие строгие правила были обусловлены огромным конкурсом, который составлял триста человек на место. Тем не менее, в 1969 году Алексей Учитель успешно сдал экзамены и был зачислен во ВГИК.

Документальное кино

Проучившись в Москве пять лет, 24-летний дипломированный режиссёр возвратился в родной Ленинград и поступил на работу в студию документальных фильмов. Начав работать на этой киностудии в молодости, Алексей Учитель и сейчас сохраняет ей верность, хотя у него давно имеется собственная студия «Рок».

В 1977 году была снята его дебютная картина «Сто тысяч «я»». Спустя три года появилась документальная короткометражка, посвященная лучшим танцплощадкам Советского Союза, названная Учителем «Сколько лиц у дискотеки». Дальше последовало ещё десять документальных работ, которые режиссёр выпускал в среднем по одной каждые два года.

Оттачивая стиль и набираясь опыта, Алексей Учитель принимает участие в создании кинематографических документов эпохи, откликаясь своим творчеством на актуальные события общественной жизни страны.

Поворотный момент в жизни мастера наступил в 1986 году. Тогда Алексей Учитель снимает легендарный фильм «Рок», в которых в форме нескольких киноновелл запечатлел жизнь выдающихся, но на тот момент ведущих полуподпольное существование музыкантов. Режиссёр поставил перед собой задачу показать рок-музыкантов в их естественной среде обитания. Среди героев фильма – Борис Гребенщиков, с которым режиссёр беседует у него дома, Виктор Цой, работающий в ныне ставшей легендой котельной «Камчатка», Юрий Шевчук с группой «ДДТ», экспериментальная театральная студия Антона Адасинского, группа «АукцЫон». Фильм стал уникальным и, пожалуй, единственным профессионально сделанным документальным свидетельством своей эпохи.

Позже Алексей Учитель признался, что после съёмок и общения с рокерами ощутил себя другим, более раскрепощённым человеком. Тогда впервые ему захотелось снять игровое кино.

Следующая работа особенно любима и дорога режиссёру — документальная лента «Обводной канал». Как известно, Обводной канал в Санкт-Петербурге представляет собой искусственно созданные пять километров водного пути, проезжая по которому Алексей Учитель обратил внимание на соседство самых разных заведений на его берегах: три сумасшедших дома, дворцы культуры, духовная академия. Основной мыслью картины, по словам режиссёра, было то, что никогда нельзя с точностью сказать, за какой из стен скрывается сумасшедший дом.

Фильмы

Сняв более десятка документальных работ и заработав себе славу культового режиссёра, Алексей Учитель обращается к жанру игрового кинематографа.

Переход от документального к игровому кино произошёл благодаря судьбоносному стечению обстоятельств. В 1995 году Учитель готовит документальный фильм о великой балерине Ольге Спесивцевой. Вскоре после начала съёмок главная героиня, находившаяся в весьма солидном возрасте, умирает. Можно было закончить картину, набрав недостающий материал из воспоминаний людей, близко знавших Ольгу Спесивцеву, но такой метод шёл вразрез с творческим кредо мастера.

Дело в том, что Алексей Учитель взял за правило не использовать интервью в документальном кино – его стиль состоит в фиксации естественных реакций героя, проявляющихся в разных обстоятельствах. Но когда главная героиня ленты умерла, у режиссёра возникла идея выйти из положения, сменив концепцию. Так вместо документального кино он впервые снял художественное. Сценарий для драмы написала Авдотья Смирнова, а главную роль в фильме исполнила Галина Тюнина. Ключевых персонажей драмы сыграли также Михаил Казаков и Евгений Сидихин.

Сняв художественную картину, получившую название «Мания Жизели», Алексей Учитель осознал, насколько отличаются друг от друга две сходные, на первый взгляд, профессии. Картина имела громкий успех и получила ряд престижных наград не только в России, но и на кинофестивалях во Франции и Италии.

Алексей Учитель продолжил сотрудничество с Дуней Смирновой, написавшей для него сценарий следующей биографической картины – драмы о русском писателе Иване Бунине. Вначале предполагалось назвать картину «Женское имя», но в 2000 году на экраны вышел фильм под названием «Дневник его жены». Картина имела большой успех, получила Гран-при «Кинотавра» и премии «Ника» в трёх категориях. Роль Ивана Бунина досталась Андрею Смирнову, других главных героев сыграли Галина Тюнина, Евгений Миронов и Ольга Будина.

 

В 2003 году зрители увидели ещё один совместный «продукт» Учителя и Смирновой – художественный фильм «Прогулка», которым открылся 15-й Московский кинофестиваль. Эта лента признана современной классикой отечественного кинематографа и удостоилась целого ряда престижных кинонаград в России и далеко за её пределами. Главные роли в ней достались молодым актёрам Ирине Пеговой, Павлу Баршаку и Евгению Цыганову, которые только начинали свой путь в кино.

В 2005 году поклонники таланта Учителя увидели новый его проект – драму «Космос как предчувствие». В ней снова появились любимые артисты, которых режиссёр часто приглашает в свои проекты: Евгений Миронов, Ирина Пегова и Евгений Цыганов. За отличную режиссёрскую работу Алексей Учитель получил награду «Золотой Орёл».

А в 2008 году требовательные зрители, которые знают толк в качественном кино, получили новый сюрприз от мастера – картину «Пленный». Это российско-болгарский проект Алексея Учителя, снятый по произведению Владимира Маканина «Кавказский пленный». Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в сентябре 2008 года и вызвала яростные споры и противоречивые отзывы. Она не получила ни одной премии на «Кинотавре», зато представила страну на 43-м международном кинофестивале в Карловых Варах, где заработала приз «За лучшую режиссуру». После этого «Пленный» открыл фестиваль российского кино «Окно в Европу», который проходил в Выборге.

Спустя два года вышел новый кинохит Алексея Учителя, который получил безоговорочный успех как в России, так и за рубежом. Это драматическая лента «Край», которой изначально собирались дать название «Густав». Главных героев в ней исполнили Владимир Машков, Аньорка Штрехель и Юлия Пересильд. Премьера состоялась в сентябре 2010 года на фестивале в Торонто. В России она вышла в прокат спустя две недели. Увидели новый киношедевр Учителя на фестивалях в Варшаве, Салониках, Марракеше и Лез Арке.

«Край» получил четыре премии «Золотой орёл» и был номинирован на «Золотой глобус» как «лучший фильм на иностранном языке». Бюджет картины составил около 12 миллионов долларов, при этом государство в финансировании проекта участия не принимало.

В 2013 году на очередном кинофестивале в Торонто Алексей Учитель представил криминальную драму «Восьмёрка». Это экранизация одноимённой повести русского писателя Захара Прилепина.

А в 2016 году появилась информация о новом историческом проекте Алексея Учителя, который вызвал громкие споры ещё до выхода картины. Это драматическая лента «Матильда», в основе сюжета которой –судьба балерины Матильды Кшесинской и её роман с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.

Алексей Учитель задействовал в фильме целое созвездие отечественных актёров: Данилу Козловского, Ингеборгу Дапкунайте, Сергея Гармаша и Евгения Миронова. Но ключевых персонажей сыграли зарубежные актёры: в Матильду Кшесинскую перевоплотилась польская артистка и скрипачка Михалина Ольшанская, а в роли царя Николая Второго снялся немецкий актёр Ларс Айдингер.

Премьера фильма запланирована на октябрь 2017 года, но после выхода в 2016-ом официального трейлера драмы, в которой была любовно-эротическая сцена, представители общественного движения «Царский крест» выразили протест, заявив об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации». Депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская обратилась в Генпрокуратуру, полагая, что картина содержит сцены, которые оскорбят чувства верующих.

Но, как утверждает Алексей Учитель, проверка Генпрокуратуры не выявила нарушений, а режиссёр Станислав Говорухин, возглавляющий думский комитет по культуре, раскритиковал саму идею проверки фильма и заявил, что подобные инициативы надо «прерывать на корню».

Личная жизнь

В браке с продюсером Кирой Саксаганской Алексей Учитель прожил более тридцати лет. В семье один за другим появилось двое сыновей, младший из которых — Илья — пошел стопами знаменитого отца и уже сделал первые шаги в жанре короткого метра.

Жена режиссёра всегда была правой рукой известного супруга, помогая ему на съёмочной площадке и делом, и словом. Вместе они сняли не один фильм. Кира Саксаганская и сегодня руководит всеми процессами на киностудии мужа в Санкт-Петербурге.

Но осенью 2016-го многие СМИ заговорили о длительном романе 65-летнего мэтра с восходящей звездой отечественного кинематографа Юлией Пересильд. Поговаривают, что пару познакомил Евгений Миронов, после чего Алексей Учитель пригласил белокурую девушку на роль в своём проекте «Пленный». Потом Юлия появилась в его нашумевшей картине «Край».

Огромная разница в возрасте, говорят, вовсе не смущает актрису, которая моложе режиссёра в два раза. Более того, поговаривают, что отцом двух девочек, которых родила Юлия Пересильд в 2009 и 2012 году, является именно Алексей Учитель. Папарацци даже удалось снять пару возле дома в Москве, в котором несколько лет назад приобрела 4-комнатные апартаменты Юлия. 

Информацию о том, что дочери актрисы Анна и Мария являются детьми режиссёра, ни Пересильд, ни Учитель официально не подтверждают.

Алексей Учитель Алексей Ефимович Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец – Ефим Юлиевич Учитель – выдающийся советский режиссёр-документалист, лауреат Сталинской премии. Он

Алексей Учитель Алексей Ефимович Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец – Ефим Юлиевич Учитель – выдающийся советский режиссёр-документалист, лауреат Сталинской премии. Он

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *