В 1985 году, на четвёртом курсе Петропавловского педагогического института, предмет под гордым названием «Научный атеизм» преподавал у нас на филфаке замечательный педагог и настоящий знаток многоразличных религий, церквей и сект Феликс Августович Хомутов

 

И когда моя группа сдавала сей безбожный экзамен, неожиданно выяснилось, что, кроме вопросов по билету, Феликс Августович обожает задавать ещё и вопросы дополнительные. Например, всех без исключения студентов-казахов (а таких в группе было достаточно), он аккуратно спрашивал об одном и том же, а именно: «Кто написал Коран». С точки зрения научного атеизма, идеологически правильным считался тот ответ, что Коран написал Мухаммед. И вот очередь отвечать дошла до моего соседа по парте Мухтара, который уже удачно списал ответы по заранее заготовленной шпоре. С горем пополам, запинаясь через каждое слово, но всё же более-менее верно, Мухтар ответил по своему билету. И уже считал, что заслуженный трояк у него в кармане (в смысле, в зачётке), но не тут-то было! Феликс Августович приготовил для студента коренной национальности казахской республики свой коронный вопрос, который не преминул задать: «А скажи нам, пожалуйста, Мухтар кто написал Коран». То ли от экзаменационных волнений и переживаний, то ли потому, что «не знал, а потом забыл», но Мухтар заметно занервничал, заёрзал на стуле и начал как-то тревожно озираться. Пришлось срочно спасать тонущего брата-студента и чуть слышно прошептать ему простое, но спасительное имя: «Мухаммед!». У Мухтара оказался отличный слух. Он перестал ёрзать, радостно заулыбался преподавателю и неожиданно для всех присутствующих выпалил: «Мухаммед Али!». В аудитории наступила мёртвая тишина Все боялись в голос заржать и старательно дышали через раз.
Наш Феликс Августович тоже как-то оторопел. Некоторое время он морщил лоб, молча шевелил губами и недоумённо смотрел на Мухтара. Наконец, нарушая порядком затянувшуюся паузу, задумчиво произнёс: «Э-э-э-э Молодой человек, вот вы сейчас назвали имя создателя Корана. Я знакомился с различными научными источниками, слушал серьёзных исследователей этого вопроса. Э-э-э-э Насколько я помню, где-то автор Корана назывался Магометом, кто-то называл его Мухаммéдом, чаще Мухáммедом. Но я никогда не слышал, чтобы автора Корана называли вот так: Мухаммед Али. Э-э-э-э Скажите, пожалуйста, а каким источником вы пользовались».
Для тех, кто не совсем в теме, поясняю пикантность момента. Мухаммед Али это был такой всемирно известный американский боксёр-тяжеловес, чемпион Олимпийских игр, которого в то время знала каждая собака. Однако, судя по контексту беседы, совершенно не знал наш Феликс Августович. Он, видимо, совсем не интересовался спортом вообще и боксом в частности.
Смутить молодого филолога всякими умными словами опытному эксперту по верованиям и религиям не удалось. Поскольку единственным источником информации для подготовки к экзамену у Мухтара являлся порядком замусоленный экземпляр выпущенного ещё в шестидесятые годы научно-популярного журнала, то будущий педагог, честно глядя в глаза преподавателя, скромно ответил: «Я читал журнал «Наука и религия»».
За что был помилован и с вожделенной тройкой по «Научному атеизму» допущен к предстоящим государственным экзаменам по специальности «Учитель русского языка и литературы».

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *