«Не стоит земля без праведника»

 

Это про мою бабушку. Если есть Бог на свете, если правильно я понимаю, понятие Бог и вообще какую-то святость, то Бог был в бабушке. В моей бабушке. Хотя в церковь она не ходила, даже про Бога часто не упоминала, говорила только иногда, что «я как Чапаев, на всякий случай в него верю, а вдруг есть». Мы даже не знали, крещенная она или нет, раньше же крестили скрытно. Но Бога было в ней больше чем во многих верующих, я так думаю. Она даже умерла, как праведник, никому не доставив неудобств. Бабушка просто сидела, смотрела телевизор, а потом заснула навсегда. Тихонько так умерла, никому не мешав. И жила также.Была в бабушке какая-то простая истина, во всем она видела простые ответы. И возможно по современным меркам, она жила неправильно: ведь не нужно жалеть «и сирых, и убогих», нужно быть жесткой с обидчиками, открыто высказывать свое мнение, не бояться обидеть всякую сволочь, нельзя быть удобной, чересчур заботливой, жертвовать собой, этого никто не оценит и подавать милостыню, кстати, тоже нельзя, все равно пропьют, а если продукты купите им, то на водку обменяют. Но бабушка была другой. Никогда она не говорила про бедных, что они сами виноваты, что нужно работать и дети, что их из-за них страдают, нужно стремиться, стремиться быть богаче, выкручиваться. Так порой говорю я. Какая-то простая истина была у бабушки в разделении бедных и богатых, сытых и голодных. Неправильная, наверно, истина, но такая добрая.
Вспоминаю случай Еще детьми бегали мы во дворе, и были среди наших друзей, богатый мальчик Руслан и мальчик из бедной семьи Дима. Они часто спорили, ругались, не всерьез даже, так по-детски, возможно. Но бабушка, всегда, когда присутствовала при ссорах этих, была на стороне Димы, мальчика из небогатой, очень небогатой, семьи. И я как-то спросила ее, почему так, почему ты всегда защищаешь его, ведь Дима тоже бывает не прав. Бабушка сказала: «Руслан придет домой, пряник съест и все забудет, а Дима домой придет, дома ничего нет вкусного, ему и так плохо».
Жалела бабушка всех всегда, независимо пьяница, опустившийся человек это или заблудшая душа. Всех ей жалко было. И никто не понимал ее в этом, человек же сам виноват, что он пьет, что остался без дома, на что бабушка всегда говорила, но «живой же человек, ись хочет же тоже».
Еще один случай. Жил сосед через два дома от нас, д.Коля, пропился и проиграл или пропил свой большой дом, остался на улице. Бабушка приютила его у себя в Летней кухне, там он жил летом, пил иногда, но по тихому. Рыбачил все лето. Меня, девчонку приезжавшую на каникулы к бабушке летом, научил рыбачить. Речка у нас была прямо за огородом. И на удочку рыбачила. И на банку. Ни как я не могла понять, почему у меня рыба мимо банки плывет, а у д. Коли полная миска рыбы. Вот так нужно делать. На миску натянуть марлю, сделать в ней дырочку, обтянуть резинкой, дырку можно обшить ниточкой, чтобы дальше не рвалась, положить в миску камней, зерна, хлеба и самое главное (главный секрет большого улова): миску нужно не просто поставить на дно, а выкопать ямку и поставить туда миску, чтобы сравнять дно реки с миской, потому что рыба идет по дну. И течением так не унесет. Помню, идешь через час смотреть, что там поймалось, а миска вся черная от рыбы. Рыба была для многочисленных кошек, которых конечно же приютила моя бабушка. Всех ненужных и кособоких котят подбрасывали к нам в ограду в деревне, знали, что бабушка не выбросит. И еще д. Коля жарил речную рыбу, пескарей в основном, на сковородке и угощал меня и брата. А зимой д.Коля жил в основном доме, в отдельной комнате, помогал бабушке по хозяйству, топил печь. Сколько бабушка выслушала от людей тогда, что приютила алкаша, но бабушка только виновато пожимала плечами. А д. Коля пил редко, но пил. Однажды уснул пьяный в снегу, отморозил ступни, началась гангрена, еле спасли, но ходить стал с трудом, помощник он стал никакой, но бабушка ни разу его не упрекнула. Она вообще не знала, что это такое. Сказать кому-то, что он не так делает «Я не Бог, говорила она. Да, ладно пусть».
Даже детей она воспитывала «неправильно», никогда не за что не ругала, разрешала все. Даже когда узнала, что старший сын Гоша закурил, сказала «Ну все в это возрасте курят, ни че». На сегодня Гоша имеет большую дружную семью, трое благополучных детей, четверо внуков. Живет в огромном доме, держит свою пасеку. Сын его начальник военного госпиталя, одна дочь юрист (счастливо замужем, недавно построили огромный дом), вторая живет за границей. И кстати д. Гоша не курит.
Всех жалела бабушка, обо всех у нее душа болела, из своих и за чужих. Как-то ложимся мы спать, слышу говорит что-то: «Ну слава Богу, у моих-то там все хорошо». Перебираю в памяти события прошедшего дня. «Баба, ты про кого». «Да, я про Маркуса из сериала». Даже за них она успевала переживать.
Бабушка не читала научных книг, тем более книг по семейной психологии, не ходила ни на какие курсы «Как удержать мужчину» и т.д., но каким-то своим добрым женским чутьем знала, что нужно делать, чтобы дедушка был счастлив рядом с ней. Мама моя рассказывала. У бабушки в кладовке стоял медицинский спирт (она фельдшер, «недоученный медик», как сама говорила), она его припрятала, чтобы деду на глаза не попался. Дед иногда выпивал, немного. Так вот. Дед этот спирт случайно обнаружил и выпил потихоньку. А дедушка (умер, когда мне было 2 года, я его совсем не помню) был ну очень совестливый. Выпил он значит и ходит переживает, стыдно ему, нехорошо ведь сделал, ждет когда все выяснится, неудобно ему перед бабушкой, а признаться не может. Бабушка что-то заподозрил,а конечно, спирта нет, поняла, что дед выпил. Выходит она из кладовки и говорит всем домашним, в том числе и деду: «Вот я, растяпа, в кладовке убиралась и видимо спирт опрокинула, пролился, нету его». Дед сразу воспрял духом, еще и пожурил бабушку, может и признался потом через время, но напряжение было снято. Вот так. Когда через несколько лет обсуждали они с мамой этот случай, я подумала, наверно, неправильно бабушка поступила. Дед же не ребенок, зачем его поважать. Сейчас я поменяла свое мнение.
Теперь, оборачиваясь назад, понимаю, что бабушка была очень часто права. Прожили они с дедом хорошо, трое детей, множество внуков и правнуков. Бабушка успела понянчить мою дочь, свою правнучку. А со мной она проводила очень много времени. Мама моя училась в другом городе,и поэтому два раза в год ездила туда на сессию. И бабушка, когда я начинала скучать через пару деньков, собирала меня и ехали мы к маме. Бабушка звала меня, «мой чемодан».
Очень хорошо помню свое детство с бабушкой, помню тепло ее рук, ее морщинки, помню, как она вязала, готовила, помню ее пирожки, булочки, калачики. Запах даже сейчас слышуПомню бабушка присылала нам в посылке калачики, когда мы жили в другом городе. Помню, как ждали ее с братом, когда она приезжала к нам в гости, заглядывали в окно. Помню ее платок цветной, ее фигуру. Она никогда не была полной. Была похожа на бабушку из добрых-добрых сказок. Помню, что она всегда была в хорошем настроении. Помню, бабушка всегда что-то делала, с утра до вечера, мыла, убирала, готовила, пересаживала, пекла, искала, разбирала, переставляла, топила печку. Всегда. И всегда бабушка напевала Всегда ее красивый мягкий голос, даже какое-то мурлыканье, раздавался то из кладовки, то с грядки, то с кухни. «Утомленное солнце, нежно с морем прощалось» Чаще всего я слышала эту песню.
Бабушка всегда была занята делом. Даже когда мы переехали с деревни в город, а бабушка стала жить отдельно в однокомнатной квартире. Ей стало скучно, воду же таскать не надо, печку топить тоже. И бабушка переставляла мебель, то в один угол диван поставит, то шкафом разделит комнату сама, одна, или просила сына, когда приходил в гости. Мама называла это «строить городки». Бабушка сидела с внуками, но чаще всего с моей дочкой, мы даже жили у нее какое-то время. И в городе бабушка продолжала всех жалеть и привечать. Свидетели Иеговы, продавцы ножей, одинокая соседкаВсе они нашли благодатного слушателя и собеседника в лице бабушки.
Бабушка любила дачу. Она работала на даче, как взрослый мужик. И при этом успевала говорить, говорить, говорить. Мы смеялись с мамой над этим всегда и удивлялись. Вот стоит худенькая старушка в платке с лопатой, копает и успевает что-то рассказывать эмоционально. Она вообще не могла отдыхать. Не дожидаясь автобуса, могла большое расстояние пройти пешком.
И никогда не жаловалась, что что-то болит. Лет в 70 перед операцией на глаза (катаракта), делали обследование организма. Так доктор сказал, что внутренние органы у бабушки, как у 35-летней женщины. Она даже в поликлинику практически не ходила. И в свои 84 года физически была совсем здорова.
Но мозг видимо уже устал. За 2 года до смерти появились признаки болезни Айцгеймера. Бабушка стала забывать всех, заговариваться. И где-то год перед бабушкиной смертью, моя мама по очереди с маминым братом и со мной постоянно находились с бабушкой. Ее надо было уводить в туалет, помогать одеваться, говорить, что надо жевать. Кормили ее с ложки. Она стала как ребенок. Память была очень выборочной. Происходящее 20-30 лет назад она помнила ясно, а вот что было 5 мин назад забывала начисто. Спрашивала каждый раз кто я, маму называла медсестрой. Как-то она рассказывала про свою деревню, где я провела все детство, про соседей и когда я ей что-то подсказала, удивленно спросила: «А вы что тоже из этих мест» Было больно смотреть как родной человек не узнает тебя, и настороженно смотрит, когда ты переодеваешь ему пижаму, подстригаешь ногти, стесняется тебя.
ФБабушка последние дни совершенно не узнавала нас и по взгляду было понятно, что она не понимает, где находится. Она уже практически не говорила с нами. Но каждый (!) раз, когда ее начинали кормить из ложки, будь то мама, сын или я, каждый раз она спрашивала один вопрос: «Ты сам-то поел» И на секунду смотрела тем взглядом до болезни, и не начинала есть пока не получала утвердительный ответ «Ты сам-то поел», «Ты сама-то поела» Где-то там, в глубине затуманенного безжалостной болезнью сознания, она думала о нас, переживала, не голодные ли мы, она помнила, что такое голод, и во время войны, и в послевоенное время. Когда ее сын прощался с ней у гроба, он сказал ей сквозь слезы: «Мама, я поел».
Тютрина Ольга
Посвящается моей любимой бабушке Бакшеевой Ривекке Васильевне.

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *