
Ветка дерева гнулась и хрустела, словно вот-вот отломится. Девушка сидела на дощечке и задумчиво смотрела на покосившийся домишко. Ещё каких-то пару десятков лет назад дом был в хорошем состоянии, в нем кипела жизнь, а она была ребенком и не знала, что будет потом. Как же давно это было! Но словно вчера.
***
Вот отец катает её на плече, а мама несёт свежеиспеченный пирог к столу на террасе. Когда на стол уже накрыто, они рассаживаются: счастливая дочка, спокойные и улыбающиеся друг другу родители. Девочка подскакивает с места и радостно кричит:
Папа, мама! Смотрите, как умею! она корчит рожицу, мама и папа дружно хохочут.
Сашенька, поешь сначала, потом будешь дурачиться, шутливо журит её мама, накладывая всем по кусочку ароматного пирога, и семья продолжает наслаждаться последним тёплым днем перед затяжной осенью, весело переговариваясь и смеясь.
***
Саша уже заканчивает первый класс. Весенние дни становятся длиннее, с каждым часом приближая лето, каникулы и летние игры. Девочка слёзно уговаривает папу на новое развлечение.
Хочу качели! топает ножкой упорная первоклашка, и отец сдаётся.
Сделаю я тебе качели, вот школа закончится, и сделаю, вздыхает отец и задумчиво чешет затылок, размышляя, куда бы пристроить дочкину забаву.
В конце мая счастливая Саша бежит домой, размахивая рюкзаком и заранее радуясь тому, что у неё будут свои качели. Во дворе дома кипит работа: папа привязывает верёвку на дерево, что раскинулось на небольшом склоне чуть пониже дома. К дереву девочка спускалась, когда отец уже прилаживал гладкую и ровную дощечку к верёвке.
Ух ты! У меня будут качели, радостно вскрикивает счастливая первоклашка, а папа обнимает её и целует в макушку.
Только аккуратнее, ладно
Конечно!
Пап! Мам! Смотрите, как умею! Саша раскачивается на качелях, и так у неё ладно и быстро получается, что родители любуются ею и не могут глаз отвести.
***
Третий класс. Саша приходит к родителям после уроков, чтобы показать свой рисунок, на который она потратила так много времени.
Мам! Пап! Смотрите, как умею! на листке аккуратно расположилась принцесса в голубом платье и роскошных хрустальных туфельках.
Детский рисунок немного корявый и непропорциональный вызвал у родителей столько эмоций, что они решили отправить дочку в художественную школу.
***
Восьмой класс. Подросшая Саша допоздна пропадает в художественной школе, готовясь к просмотру и безумно волнуясь перед аттестационным экзаменом. Она настолько полюбила рисование, что даже забросила свои качели, которые сиротливо ждали её прихода.
День за днем она рисует, что-то лепит и чертит. Ни одной спокойной минуты. Заброшенные качели, прежде так горячо любимые ею, попадались ей на глаза, но восторга не вызывали. Ещё и родители стали часто ссориться.
Девочка приходит домой позже, лишь бы не слышать их постоянных криков и не видеть то, что осталось от их когда-то счастливой семьи.
Успешно сданы экзамены в художественной школе. «Мам! Пап! Смотрите, как умею!».
Впереди ещё три месяца отдыха и спокойных вечеров. А там и до качелей недалеко. Вот только родители…
***
Саше семнадцать. Она заканчивает школу и готовится к поступлению, а её родители подают заявление на развод. Казалось бы, девочка в предвкушении новой жизни должна быть радостной и даже немного окрылённой, но она грустит. Нервно смотрит на родителей и думает, что же будет дальше.
Всё чаще Саша возвращается к качелям и сидит, подолгу смотря на свет в окнах дома. По её щекам медленно текут слезы, и ни один всхлип не вырывается у неё из груди. Так и плачет беззвучно вечерами, вспоминая свое счастливое детство и постоянно улыбающихся родителей.
Мам! Пап! Смотрите, как умею… фраза, начатая с детским энтузиазмом, заканчивается шепотом и пропадает, словно не начиналась.
Они развелись за пару дней до её отъезда, отец переехал на съёмную квартиру, а на Сашу и её маму оставил домик, хранивший все их семейные воспоминания.
***
Саша уехала учиться. Закончила университет, нашла работу, которая ей безумно нравилась. Встретила хорошего молодого человека. Забрала к себе маму. Но память её постоянно возвращалась к домику, к вечерам на террасе в тёплые летние дни, к качелям на раскидистом дереве.
Она вернулась туда, чтобы ещё раз все вспомнить.
Старые качели. Дерево на склоне. Покосившийся домик. Столько времени прошло, а в воздухе витает атмосфера её детства. Словно и не было ничего. Как будто ей снова семь, папа только что закончил делать качели, а она счастливая садится на них в первый раз.
Нам всем нужно, чтобы на нас смотрели. Особенно мне. Было. Нужно. Слова растворяются в вечерней тишине.
Саша раскачивается все сильнее, качели все противнее скрипят, а ветка дерева гнется и с хрустом отламывается.
Анастасия Полосминникова