ЙОСЯ И БАНДЖО

 

ЙОСЯ И БАНДЖО Край у нас очень музыкальный, очень. В соседнем городке даже родился известный композитор Матвей Блантер, который написал Футбольный марш. Но и кроме него, знаете ли, были

Край у нас очень музыкальный, очень. В соседнем городке даже родился известный композитор Матвей Блантер, который написал «Футбольный марш». Но и кроме него, знаете ли, были таланты.
Мой дядя играл на скрипке, что стоило моему деду обучить мальчика игре на скрипке в послевоенном полуразрушенном и голодном городе, можно только гадать.
Каждые выходные в городском парке играл оркестр, и все приходили его послушать. Там были трубачи и музыканты, играющие на тромбоне, тубе и даже кларнете Там были барабанщики и даже один человек с большими медными тарелками.
Все в нашем городе любили музыку, и многие умели играть на различных инструментах.
Но самым удивительным человеком был Йося. Фамилии его я не знаю, а теперь, видимо, никто и не помнит. Я не был с ним знаком, он жил задолго до меня, да и умер тоже.Так вот, этот Йося играл на банджо.
Это было очень странно, ведь никто в нашем городе и слыхом не слыхивал о таком инструменте.
-Что же это за балалайка такая- спрашивали Йосю.
-Это никакая не балалайка- улыбался Йося- Это банджо. Музыкальный инструмент североамериканских ковбоев.
Однажды Йосю даже арестовали. Приехали на черной машине рано утром к дому на Октябрьской улице, где он жил, прямо рядом с краеведческим музеем, и арестовали вместе с этим банджо.
Строгий усатый майор долго расспрашивал о то, откуда у него такой экзотический инструмент, и что его связывет с Северной Америкой, где, как известно, буйствует капитализм и притеснения рабочего класса.
Йося объяснял, что как раз таки он и поддерживает американский рабочий класс, так как банджо это инструмент ковбоев, а ковбои это пастухи, стало быть пролетариат, а никакие не капиталисты.
Усатый майор не верил и даже пару раз побил Йосю.
Не знаю, как Йосе удалось выйти сухим из воды, но через месяц его выпустили. Видимо, лень возиться было с такой незначительной фигурой, как Йося. Толку от него никакого, знай себе на банджо этом тренькает.
Хотя тренькал он замечательно. Виртуозно играл, заслушаешься. Многие и заслушивались. Выступа Йося на концертах художественной самодеятельности и просто так играл для людей, ежели кто попросит.
А потом началась война, в город пришли немцы. Многие люди эвакуировались с предприятиями, где работали. А вот Йосе эвакуироваться было не с кем. Он не работал на предприятии.
Сначала евреев не трогали, просто переселили в один квартал, который назывался гетто.
Йося жил на заднем дворе, в пристройке к дому бывшего директора заготконторы. Ну, и как полагается, ежедневно играл на своем банджо, развлекая соседей.
Однажды за Йосей опять пришли. На этот раз два полицая с винтовками. Полицаями были Конюхов и Базулин, местные мужики, оба раньше на механическом работали.
-Собирайся- говорят- Йося, тебя в комендатуру требуют.
-Так за что же- удивился Йося- Неужто опять из-за Северной Америки
-Не знаем мы никаких Америк- сказал Базулин- Нам велено тебя привести, вот и иди, а будешь говорить лишнее, ей богу шмальну..
Но все оказалось просто. Комендант города Генрих Лемке выпил и потребовал музыку. Ему привели баяниста, раньеш в железнодорожном клубе работал. Коменданту не понравилось. Вот и решили развлечь его чем-то необычным, вспомнили про Йосю.
Лемке, когда увидел Йосю сначала взбесился, мол, зачем еврея сюда привели Но потом смилостивился, играй говорит.
Йося и заиграл.
Комендат сидел в кресле и улыбался. Понравилось ему. А потом уснул. А Йося играл.
Играл долго, пока тот не проснулся. Лемке потом приказал приходить Йосе каждую пятницу играть для него.
Йося и приходил. Правда не долго.
Через месяц евреев стрелять повели, всех, кроме Йоси. Его напоследок к себе комендант потребовал.
Пришел Йося, банджо в руках держит.
-Ну,-говорит Генрих Лемке- Давай, еврейская твоя морда, сыграй мне на прощанье, потому, как сегодня тебя тоже расстреляют. И рад бы оставить тебя, уж больно понравился мне твой инструмент, но не могу Приказ.
А Йося, дурак, конечно. Вместо того, чтобы сыграть что-нибудь в последний раз, взял и огрел коменданта по башке.
Инструмент, понятное дело, вдребезги, у коменданта башка в крови, орет благим матом, вбежала охрана, схватила Йосю. А комендант вынул из кобуры пистолет и лично Йосю пристрелил.
Вот такая история. Больше у нас в городе на банджо никто не играл. На скрипке, пожалуйста, на гитаре сколько угодно, на саксофоне даже. А на банджо нет. И поддерживать североамериканских ковбоев у нас больше тоже некому.
Александр Гутин

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *