Про Екатерину Вторую.

 

Про Екатерину Вторую. В 13 лет Екатерина заболела плевритом. Как она пишет, нарыв в боку образовался. Сейчас многие от этого погибают. Но Екатерину лечили кровопусканием: помогло. Вернее,

В 13 лет Екатерина заболела плевритом. Как она пишет, «нарыв в боку образовался». Сейчас многие от этого погибают. Но Екатерину лечили кровопусканием: помогло. Вернее, невзирая на кровопускания, она выжила.
Лежит, вся слабая, а мама ее и говорит: «Поскольку, милый друг, ты вряд ли выживешь, могу ли я взять себе голубую материю, которую тебе дядя подарил». Очень мило. Но будущая императрица все равно выжила.
Потом неудачно замуж вышла и родила. Все так обрадовались появлению наследника, что с ним ушли, а ее так и оставили истекать кровью на родовой постели. На досках с тряпками. И дворцовые окна не притворили. И пить не дали. Потом, уже ночью, пришли — искали мантилью, которую на радостях забыли. И заодно помогли переползти на кровать.
Потом у нее зуб болел пять месяцев. Решили вырвать. Двое держали ее на полу, а доктор рвал зуб. Вырвал вместе с куском челюсти. Фонтан крови, но опять — сделали кровопускание, и немного легче стало. Только она не могла на балы ходить; не из-за челюсти, а потому, что все пять пальцев лекаря оставили на ее лице черные и синие пятна.
Потом она упала, снова беременная. Но встала на четвереньки, потом — на ноги, и отправилась на дипломатический прием. Потом — нарывами покрылась. Возможно, была оспа. Но вода с тальком очень помогла — других лекарств не было тогда…
В общем, страшно читать, но бодрит чрезвычайно. Потому что она никогда не ныла и не жаловалась. Да и кому: маменьке Или свекрови Или мужу полоумному Который то в солдатики играет, то пьян, то крыс судит и вешает Но про болезни она пишет шутливо и вскользь.
И описывает странный эпизод, как в Ораниенбауме к ней подошел садовник. Он умел предсказывать будущее. И за это его садовником и сослали, подальше от дворца. И этот загадочный садовник сказал, что она будет императрицей. Непременно будет. И «повторял это столько раз, сколько мне угодно было это слышать».
Я бы тоже так сказала, непременно, — и воскликнула бы восхищенно: «Что за женщина!». Как сказал поэт, «гвозди бы делать из этих людей». Хотя при чем тут гвозди Императриц из таких людей надо делать. Что, в сущности, и произошло в итоге…
© Анна Кирьянова

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *