Про девочек-отличниц: взгляд психолога

 

Про девочек-отличниц: взгляд психолога Дочь опять наполучала пятёрок и заканчивает триместр отличницей, и ей это нравится, а мне совсем нет. Она об этом знает. А что ты скажешь, если я закончу

Дочь опять наполучала пятёрок и заканчивает триместр отличницей, и ей это нравится, а мне совсем нет.
Она об этом знает.
А что ты скажешь, если я закончу школу с медалью подзуживает она.
Надеюсь, что не закончишь.
А как же папа Он же медалист! А почему мне нельзя
Большинство моих клиентов женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы.
Есть девочки, которые от рождения слишком эмпатичны и слишком нейротичны. Они жалеют залетевшую муху и безногую куклу, тащат с улицы котят, рано спрашивают о смерти. В них слишком много тревоги, и единственное, что может их стабилизировать это спокойные, довольные взрослые. Когда взрослые нестабильны, мир этих девочек сползает в тартарары.
Они миротворцы, медиаторы, буферы. Раз мама радуется пятёркам они будут получать пятёрки.
В силу высокого интеллекта сензитивным малышкам учиться легко и потому не особо интересно. Оценки «отлично» лишены для них персональной ценности: они не ставили себе высоких целей вроде «научиться делить столбиком» или «освоить десятичные дроби», это не их вызов. Но похвала за прилежание приятна и помогает справиться с внутренним раздраем при помощи мамы. Мама довольна Значит, можно жить дальше.
Так шаг за шагом девочки подсаживаются на крючок внешних оценок.
Им бы найти что-то своё то, что поддержит, увлечёт и позволит пережить вкус личной победы, но увы. После школы по расписанию фортепиано, которое тоже очень радует родителей.
Потом, спустя двадцать с лишним лет в кабинете психотерапевта они будут сетовать на пустоту и немоту глубоко внутри я себя не слышу, не понимаю, что меня греет, я не чувствую интереса к жизни.
А как иначе, если ты четверть века живёшь чужими радостями
«Папа закончил школу с медалью потому, что у него уникальная голова» объясняю я Лизке. Если ты ухватываешь информацию раз в пять быстрее, чем в среднем по больнице, то медаль карман не оттянет. Если нет не стоит и пытаться. Годам к пятнадцати хорошо бы иметь свою систему ценностей, определяющую, куда инвестировать в первую очередь, а куда по остаточному принципу. Я надеюсь, что скоро у моей дочери найдутся более интересные планы, чем пятёрка по ОБЖ.
Врождённая чуткость играет против. «Что за ерундой ты сейчас занимаешься». Всё, никакой ерунды, мгновенный отказ от себя ради спокойствия в доме. Хотя эта самая ерунда могла бы подсказать вектор развития собственной души, а не привычки чувствовать за других. Ерунда это то, что потом, через много лет, будет возвращено себе как великий подарок.
Просто лежать и мечтать. Танцевать. Драться. Верить своему телу. Верить в свою силу.
Девочки-отличницы здесь тянут максимум на тройку.
Итак, сами по себе пятерки и грамоты для психического здоровья не опасны особенно изредка и для мальчиков. Но если они становятся способом коммуникации с миром по причине отсутствия других способов заявить о себе и если они идут в ущерб по-настоящему созидательным занятиям (а созидательно то, что помогает адаптироваться в мире, а не создает видимость адаптации), тут родителям хорошо бы включиться и помочь своим чудесным дочерям сэкономить на психотерапевте.
Что делать с такими девочками
Ох, много что.
Научить регулировать свои эмоции самостоятельно, без помощи близких (свои для этого тоже нужно уметь регулировать);
Ориентировать не на чужую оценку, а на свою. Справилась или нет Получилось ли лучше, чем вчера Смогла ли добиться того, чего хотела
Никогда не использовать в качестве домашнего терапевта, не нагружать своими надеждами и опасениями;
Добавить в семейный уклад весёлого раздолбайства;
Позаботиться, чтобы ребенок получал достаточно физической нагрузки;
Не обсуждать без особой надобности школьную успеваемость и качество выполнения уроков;
Вместе мечтать;
Снизить контроль;
Поддерживать любые начинания даже самые, на ваш взгляд, глупые. «Попробуй» вместо «да, но»;
Делиться своим опытом обретения себя;
Не рычать, как собака из будки, на проявление несогласия;
Уважать не совпадающими с вашими детские вкусы;
Не запугивать будущим;
Жить своей жизнью.
Оксана Фадеева

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *