Тритон Вася

 

Тритон Вася Была у моей мамы двоюродная сестра Татьяна, тётя Таня. И мама, и бабушка за глаза называли её чудной и странной. Любили перемывать кости тёте Тане за чаем: - В комнату свою никого не

Была у моей мамы двоюродная сестра Татьяна, тётя Таня. И мама, и бабушка за глаза называли её чудной и странной. Любили перемывать кости тёте Тане за чаем:

— В комнату свою никого не пускает, даже родную мать! С ребятами не гуляет — и не зовёт её никто. Будет в девках сидеть всю жизнь. Ну какой мужик с такой чудной жить будет Ещё крокодил у нее в аквариуме…

А я тетю Таню любила и защищала, поэтому исправляла маму с бабушкой:
— Не крокодил, а тритончик!
— Лена, ребёнку 7 лет. Она не должна взрослых перебивать,- это бабушка пыталась так заняться моим воспитанием.

Я уходила в свою комнату и глотала обиду за любимую тётю. Помню, как обнимала игрушечного Микки-Мауса и рассказывала ему:
— Тетя Таня не странная, она хорошая и добрая! И комната у неё красивая, вся в картинах! А Васенька у тёти — самый лучший на свете!

Васенька — это тритон, которого мои домашние почему-то называли крокодилом.

Он жил в комнате у тети Тани и иногда она выходила с Васенькой на плече пить чай на кухне. Пока тётя неторопливо, по глотку, пила чай с бергамотом, Вася бегал по кухонному столу.

В свою комнату тётя никого не пускала.
— Родители меня не понимают, всё замуж хотят отправить. А мне и так хорошо, я и так счастлива! — рассказывала мне, ещё маленькой девочке, тётя Таня. Ей тогда всего лишь 25 лет было.

Помню, как впервые зашла в комнату к тёте. В углу стояла кровать, на ней лежало связанное вручную белое ажурное покрывало. На стенах были вышивки в рамках: синички на ветке рябины, котенок под деревом, весенний пейзаж. На столе в расписанной вручную коробочке лежали мотки ниток, спицы, краски, кисточки.
Вторую половину стола занимал аквариум. В нём жил тритон Васенька. Ручной и ласковый, он любил, когда его гладили по голове.

Между прочим, тритонам нельзя долго находиться на руках — могут перегреться и получить ожог. Температура тела у тритона не выше 18 градусов, а у человека 36-37.

Сейчас я могу понять, почему свою комнату в родительском доме тётя Таня закрывала на ключ. В каждом углу квартиры были заботливо прибиты полочки, на которых спали в пыли разнообразные статуэтки, зажигалки и подстаканники. В коридоре были пачки корма для собак, детская обувь тёти Тани, сломанная удочка её отца.
Истинными владельцами квартиры были вещи. Людей за ними не было видно.

В комнате Татьяны было иначе: обстановка рассказывала, что здесь живёт творческая личность. Всё вокруг — и абажур, и плед, и фарфоровая чашка с ласточками,- как бы говорили:
— Посмотрите, как Таня чудесно рисует, она вяжет и вышивает картины. Таня любит животных и ценит свою свободу.

Когда мне исполнилось 13 лет, тётя Таня без лишней огласки обменяла свободу на штамп в паспорте и новую фамилию, которую одолжила у дяди Серёжи. Нам прислали фотографии из ЗАГСа по почте. На них была изображена тётя Таня в белом льняном брючном костюме, а Серёжа в больших квадратных очках.
В конверте также было письмо с приглашением в гости.

Мы навестили тётю Таню уже в гинекологическом отделении. В коридоре, сидя на деревянных стульях, заплаканная Татьяна улыбалась:
— Девчонки в палате хорошие такие. Кто на 9-ой неделе, кто на 14-ой. Я вот до 16-ой доходила, дольше всех держалась. 4 месяца было моей девочке.

 

Мы молчали, мама обнимала тетю Таню, а она просила не жалеть, ведь всё ещё будет — так пелось в одной мудрой песне. Дочку она всегда будет помнить.
— Серёжа просил не грустить и возвращаться скорее. Вася, говорит, что-то чахнет. Представляешь,- обращается к маме,- он его тоже крокодилом называет!

Через полгода мы с тётей Таней вышивали в её комнате в родительском доме. У неё в пяльцах была цветущая сакура, у меня котенок Гав.

— Не живи с тем, кто не уважает тебя и твои интересы. Вот тут крестик косой, — вплетала замечания в свой монолог тётя Таня.

Пустой аквариум стоял на полу. За столом под абажуром появилось место для двоих.

— Я приезжаю из больницы, а Васи нет. Я сразу к Серёже — куда Васю дел А он потупил глаза, смотрит в пол, как провинившийся первоклашка, и тихо так мямлит: — Коленька с Катей были, Коля начал просить: -Дядя, дядя, дай, с крокодилом поиграть. Ну я и дал, что ему, Ваське, будет.

Татьяна сделала вздох, взяла схему и внимательно отсчитала количество крестиков.

— Так, пятнадцать… Я Серёге говорю: — Нельзя тритонов на руках долго носить, я же много раз повторяла! Где Вася — спрашиваю. Отвечает, опять себе под нос промямлил: — Коленька с ним поиграл часик, а потом Вася шевелиться перестал. Ну я его в мусоропровод и спустил. Давай, говорит, рыбок купим

Тётя Таня отложила вышивку:
— Понимаешь, он рыбок предложил У меня ребенок умер, я внутри разбилась! О каких рыбках речь идёт Приехала на такси домой сама, он не встретил — больница, говорит, в пятнадцати минутах езды от дома, а у него кубок Европы. Футбол по телевизору был важнее, чем Василиска, чем я!

Все разговоры однажды заканчиваются. И этот подходил к концу, как и тот дождливый летний день.

— Я ехала в такси с мыслью, что меня ждёт дома Серёжа. Верила, что вместе выплачем горе. Васе хотела новый аквариум купить, побольше. Хотела ему подружку завести, чтобы и у Васи была настоящая семья, как у нас с Серёжей. А он его просто в мусоропровод выборсил. Боюсь, что и меня бы он в мусоропровод втолкнул, если бы я шевелиться перестала. И рыбку Гуппи вместо меня завёл,- тётя засмеялась.

Я тоже улыбнулась. Мы помолчали под шелест стрелок часов.

— Обещай, что никогда не будешь жить с человеком, который не забирает тебя из больницы, называет твоего тритона крокодилом и при первой возможности выбрасывает его в мусоропровод!
— Обещаю!
— Вот и правильно,- тётя Таня обняла меня.

Марианна Церетели

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *