была (и есть) такая советская детская писательница софья прокофьева, которая написала сказку «когда можно плакать».
(она, кстати, не просто так прокофьева. она была замужем за сыном того самого прокофьева, а потом они развелись, и он женился на англичанке, но его не выпустили, и англичанка переехала в ссср, а потом она умерла, он повёз гроб с телом в великобританию и уже не вернулся).
сказка по-советски токсичная. сейчас бы за такое выгнали из рядов детских писателей, и даже мне немного не по себе, хотя я на таких сказках, в общем-то, и воспитан.
сюжет такой. девочка маша начинает плакать прямо с утра, но к ней сразу приходит петушок, которому плач мешает. поплачь, маша, в обед.
в обед машин плач мешает кузнечику, он тоже высказывается. вечером маша сбивает своими рыданиями с ритма лягушек. и вот, наконец, наступает ночь, и, кажется, можно тихо повыть в подушку.
в этот момент на сцену выходит соловей.
в отчаянии растерянная девочка обращается к родной матери, времени для плача в сутках больше не осталось, и любящая мама высказывается в том плане, что, маш, не хер плакать вообще, ты уже большая, тебе три или четыре.
конец.
интересно, что никто из героев — даже мать — не поинтересовался, почему маша плачет и нельзя ли ей как-то помочь.
но загадка не в этом.
загадка в том, что другой советский писатель, лев яхнин, написал очень похожую сказку.
в этой сказке плачет таня. таню расстраивает, что солнце заходит.
и вот к тане приходят разные звери и каждый раз успокаивают ее. мол, не плачь, все будет хорошо.
и это ровно те же звери, птицы и насекомые ровно в том же порядке.
сначала петушок, потом кузнечик, потом лягушки, а потом — ну окей, потом просто птичка, но понятно же, что это соловей.
и если петушка в начале ещё можно объяснить простым совпадением, то кузнечик выглядит настолько глупо, что становится понятно — одно из этих произведений является сиквелом, призванным перечеркнуть оригинал.
но какое
мы уже знаем, что победила прокофьева. машу, которая больше не плачет, издавали миллионными тиражами, сказка про таню, в основном, сохранилась в сборниках.
но кто был первым
плевали ли авторы в лицо друг другу при встрече или это было джентльменское пари почему петушок и кузнечик так изменились как они обрели (или потеряли) эмпатию почему соловей во второй сказке считает себя просто птичкой кем стала таня
с машей все понятно, она выросла и стала учительницей русского языка для шестого класса, но что случилось со второй девочкой
и вот сказкам уже как минимум полвека. по меньшей мере, одна издана миллионными тиражами. десятки тысяч диссертаций про русскую литературу написаны, филфаки трудятся так, как будто стране не хватает слов.
и все молчат.
Владимир Гуриев