вот, кстати, интересная литературоведческая загадка.

 

вот, кстати, интересная литературоведческая загадка. была (и есть) такая советская детская писательница софья прокофьева, которая написала сказку «когда можно плакать». (она, кстати, не просто

была (и есть) такая советская детская писательница софья прокофьева, которая написала сказку «когда можно плакать».
(она, кстати, не просто так прокофьева. она была замужем за сыном того самого прокофьева, а потом они развелись, и он женился на англичанке, но его не выпустили, и англичанка переехала в ссср, а потом она умерла, он повёз гроб с телом в великобританию и уже не вернулся).
сказка по-советски токсичная. сейчас бы за такое выгнали из рядов детских писателей, и даже мне немного не по себе, хотя я на таких сказках, в общем-то, и воспитан.
сюжет такой. девочка маша начинает плакать прямо с утра, но к ней сразу приходит петушок, которому плач мешает. поплачь, маша, в обед.
в обед машин плач мешает кузнечику, он тоже высказывается. вечером маша сбивает своими рыданиями с ритма лягушек. и вот, наконец, наступает ночь, и, кажется, можно тихо повыть в подушку.
в этот момент на сцену выходит соловей.
в отчаянии растерянная девочка обращается к родной матери, времени для плача в сутках больше не осталось, и любящая мама высказывается в том плане, что, маш, не хер плакать вообще, ты уже большая, тебе три или четыре.
конец.
интересно, что никто из героев — даже мать — не поинтересовался, почему маша плачет и нельзя ли ей как-то помочь.
но загадка не в этом.
загадка в том, что другой советский писатель, лев яхнин, написал очень похожую сказку.
в этой сказке плачет таня. таню расстраивает, что солнце заходит.
и вот к тане приходят разные звери и каждый раз успокаивают ее. мол, не плачь, все будет хорошо.
и это ровно те же звери, птицы и насекомые ровно в том же порядке.
сначала петушок, потом кузнечик, потом лягушки, а потом — ну окей, потом просто птичка, но понятно же, что это соловей.
и если петушка в начале ещё можно объяснить простым совпадением, то кузнечик выглядит настолько глупо, что становится понятно — одно из этих произведений является сиквелом, призванным перечеркнуть оригинал.
но какое
мы уже знаем, что победила прокофьева. машу, которая больше не плачет, издавали миллионными тиражами, сказка про таню, в основном, сохранилась в сборниках.
но кто был первым
плевали ли авторы в лицо друг другу при встрече или это было джентльменское пари почему петушок и кузнечик так изменились как они обрели (или потеряли) эмпатию почему соловей во второй сказке считает себя просто птичкой кем стала таня
с машей все понятно, она выросла и стала учительницей русского языка для шестого класса, но что случилось со второй девочкой
и вот сказкам уже как минимум полвека. по меньшей мере, одна издана миллионными тиражами. десятки тысяч диссертаций про русскую литературу написаны, филфаки трудятся так, как будто стране не хватает слов.
и все молчат.

 

Владимир Гуриев

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *