В одном горном селении на севере Азербайджана жил Мирза-бабА (дедушка Мирза). Жил он в доме своего младшего сына, так как по традиции родительский дом всегда достается младшему сыну, а вместе с домом, на радость жене младшего сына, достаются и родители, и дедушки, и бабушки, а также и многочисленные сестры, которые не успели выйти замуж.
Точный возраст Мирзы-бабы никто не знал, документы его были потеряны еще в 50-е годы прошлого века, но дедушка в своих рассказах настаивал на том что “да я еще в самого царя стрелял!”. При этом в какого царя не уточнялось, сами считайте.
И вот как-то вечером, проиграв соседу в нарды пять партий подряд вчистую, Мирза-баба решил все — хватит. То ли понял, что хватку растерял, то ли за царя совесть замучила, но дед решил помереть.
— завтра пойду помирать! — объявил Мирза-баба и швырнул зары (кубики) соседу в лицо.
Утром встал пораньше, надел белоснежную рубаху, пиджак с медалями, снял со стены свой любимый саз (азербайджанский национальный инструмент) и направился в районную больницу помирать.
В районной больнице, которая состояла из 6 палат, регистратуры и кабинета главврача, Мирза-бабу регистрировать отказались, ввиду отсутствия документов, которые были потеряны еще в 50-х, а также явных симптомов на “помирать”.
Дедушка Мирза в своем решении помереть здесь и сейчас был непреклонен и попытался дать главврачу три рубля в качестве взятки. Главврач от взятки отказался, но спорить дальше не решился, поэтому попросил медсестру выделить деду палату номер 6, напоить чаем, вколоть димедрольчику, а после того как дед выспится, отправить домой.
Счастливый дед, которому удалось выбить место для “помирать” не истратив трех рублей, прилег на больничную койку, взял в руки саз (помирать так с музыкой) и закрутил песню на стихи собственного сочинения. Пел долго и с удовольствием, пока димедрол не начал действовать, и звонкие звуки саза не заменил басистый храп старика.
Хорошенько выспавшись, Мирза-баба понял, что помирать ему надоело, да и вообще он проголодался, и все его мысли вертятся вокруг жареной картошки.
“Вот поем, а там посмотрим”, — решил дедушка, слез с койки, накинул пиджак, убедился, что три рубля на месте, и, забрав саз, потопал домой.
А в это время родственники Мирзы-бабы вдруг обнаружили, что деда дома нет. Забили тревогу, забегали. Бегать особо было некуда, всех пропавших мужчин в селении всегда искали в двух местах — либо в единственной чайхане, либо в овраге. Если человека не было ни там, ни там — значит точно помер. Мирзы-бабы не было ни в овраге, ни в чайхане. Чайханщик предложил на всякий случай позвонить в районную больницу.
В районной больнице, тем временем, случилось два события — сменилась дежурная в регистратуре и приехали родственники скончавшегося пациента из 3-й палаты, чтобы забрать усопшего на омовение в мечеть.
И вот новая дежурная, которой позвонили обеспокоенные родственники дедушки Мирзы, пролистав тетрадь регистрации и найдя запись только про одного пациента, грустным голосом пробормотала: «да упокоит аллах его душу, недавно в мечеть увезли».
Обезумевшие от горя сыновья, невестки, не вышедшие замуж сестры и тети, а также посетители чайханы, во главе с чайханщиком, ринулись в больницу, по пути забежав к соседу, который накануне обыграл деда в нарды, и надавали ему по самое “не могу”.
Штурмом взяв больницу, многочисленные родственники быстро выяснили недоразумение и нелепую ошибку дежурной, на всякий случай настучали по башке еще и главврачу, после чего радостной толпой двинулись обратно в село.
Вернувшись домой, уставшая и измотанная родня застала дедушку Мирзу за сковородой, на которой он жарил картошку.
— kartof yeyirsiniz (картошку кушаете) — радостно спросил Мирза баба.
— yeyirik! (кушаем) — хором ответили сыновья, дочери, невестки, внуки и избитый сосед, заглянувший проверить воскресшего.
— может потом в нарды сыграем, — предложил Мирза-баба соседу.
— нет, Мирза! иди ты в пизду, Мирза, — убегая прокричал сосед.
— правильно, — подумал улыбаясь дедушка Мирза, — беги, ишь умник нашелся, в нарды он меня выигрывать будет!
Наталья Энинью