Ну такой европеец-европеец без советских корней, которому не ведомо вот это вот всё.
Он меня давно знает и вроде бы привык, но иногда все таки срывается.
Смотрит как я молчу в окно и спрашивает:
— Роб, о чем ты сейчас страдаешь
Прямо вот так. Страдаешь.
А я после восьми лет психотерапии, молитвенных молчаний, духовных упражнений, медитаций, смертельно опасных походов, распития желчегонных отваров и клизм понял две вещи:
а) надо быть чуть добрее и терпимее к людям. Хотя бы на капелюшечку. Даже если вы скорпион.
б) когда, по крайней мере близкие люди, задают такие вопросы, надо отвечать правду. Как есть. Чтобы больше не спрашивали)
Ну я и ответил.
— О Тургеневе.
— О Тургеневе. Это тот, который не Достоевский…
— И не Толстой который.
— Так Толстой в «Войной и мир»… Тот, которого на дуэли убили, который на нашего Аргуэльеса похож
— Нет. И не другой помоложе, которого тоже на дуэли убили.
— Который с туберкулёзом….Чеков!
— Чехов. Нет. Этот…
— Ну
— Ну он…его «Записки охотника» Хемингуэй любил. Вот все что могу тебе сказать из узнаваемого.
— О, круто. И что ты страдаешь
-Ну вспомнил его рассказ, который читал в детстве. А потом сразу второй. «Бежин луг» и «Муму».
Иронично качает головой.
— И о чём они
— Тебе что блядь делать нечего
— Нет. А до Кордовы еще 1.15 ехать, а сериал закончился, новый не хочу смотреть.
— Ну «Бежин луг» как бы такой…детский хоррор. Там охотник заблудился и пришёл к костру, около которого мальчики сидят рассказывают друг другу жуткие истории.
— И они его убили
— Если бы. У Тургенева ничего резкого не происходит. Разве только выстрел в тетерева (откуда я знаю слово urogallo по-испански!хз). Но там самое ужасное это стиль повествования и иллюстрации. Какие-то серо-коричневые дали и безнадёжнось людей идущих из ниоткуда в никуда. По крайней мере так это рисовалось в восемь лет.
— Чем-то напоминает наш последний семинар на работе по гендерному разнообразию. … а второй «mumu» Это про корову
— Могло бы показаться, но нет. Там герой — одинокий глухонемной слуга, который любит только собаку, но его хозяйка приказывает ее утопить и он ее топит.
— И это тоже в детстве
— Да. Тоже в 8.
— Ну, мне даже от пересказа жутко. Знаю по крайней мере что рассказывать на следующем семинаре по равноправию.
Смеёмся. И тут я вспоминаю, что было еще.
Это беспризорное в информационном смысле детство. Никакого ограничения на контент, который идёт из телевизора. Ну это понятно, каналов два, программ мало. Раз случился работающий телевизор — смотри. А там «Вечный зов», «Хождение по мукам» и «Возвращение Будулая». Я недавно посмотрел на ютубе 30 мин этого всего и у меня зародилось желание повеситься.
В 9 лет я посмотрел «Маленькую Веру». О-хре-неть. Ее даже в моем возрасте нельзя смотреть. Потом все перестроичное кино, которое при резком запойном просмотре может вызвать смерть. «Интердевочка», «Игла», какой-то фильм про детей беспризорников, которые бухают и умирают.
На этом фоне фильм «Поющие в терновнике» считалось крутым развлекательным кино.
Добавьте к этому психоделические армянские мультики и прямые включения съездов КПСС. Ебнуться же можно.
Точнее сложно не.
Но непоправимый ущерб моей психике оказали три торпеды, ударившие в борт моего природного оптимизма: «Мать» Горького, рассказы Гаршина и итальянский сериал «Спрут».
Первые две я прочел, потому что читал все подряд, а возрастных ограничений в семейной библиотеке не было совсем. И так, за неимением других развлечений, были прочитаны десятки книг про великую отечественную, армянский исторический роман в количестве пары десятков штук, с общим лейтмотивом, что все могло бы быть хорошо, если бы всем нам сплотиться, но не получилось; Вальтер Скотт, пьесы Мольера и атласы болезней всех систем органов. Но поскольку бабушка гинеколог была жадным библиофилом, то …про вагинит и ее проявления я узнал примерно тогда же, когда и про рыцаря Айвенго.
Мать Горького вы все читали. Описывать не буду. Если не читали, то не надо. А рассказы Гаршина можно экранизировать. Это смесь скандинавской депресухи с фильмом «Левиафан». Такая Скандинавия до изобретения антидепрессантов.
А вот итальянский сериал «Спрут» ворвался в мою жизнь неожиданно, чтобы добить надежды на светлое будущее. К этому моменту я уже осознанавал, что родился в не самом удачном масте, Армения, поздний СССР, все идёт по пиз….. в сторону женских гениталий (причем каких-то больных гениталий, из того гинекологического атласа) и жизнь боль. Но была надежда, что где-то там, есть светлый мир радости и не психопатических мультфильмов.
Но нет. Тут пришёл многосерийный художественный фильм «Спрут», где много-много-много серий показывали коррупцию, мафию и убийства. Но как-то гнетуще и безнадёжно. Без драйва и бодрой мокрухи, как в какой-нибудь «Гоморре». А под душераздирающую музыку и вой сирен.
После этого я как-то свыкся с мыслью, что жизнь это говно, боль, психоделика, эфиры съездов депутатов (говно, боль и психоделика три в одном) и грустные глаза Микеле Плачидо.
Свыкся и стал надеяться, что возможно найду пристанище в отношениях с противоположным полом. Надежда манила. Но в 11 я взял с полки и прочёл «Крейцерову сонату» Толстого. Она заблокировала половые пути решения проблемы и мне кажется, что от самоубийства меня спас только переезд в Мадрид. Давать «Крейцерову сонату» читать людям до 21 нельзя. Это ж …блин. Вы помните что там происходит
Ну и то, что я после этого добровольно лишился девственности с девушкой, не стал серийным убийцей и из странностей имею только склонность мучительно смотреть в окно поезда — чудо.
— Ну не так чтобы только эта странность конечно. Чего только стоит твоя коллекция топоров, но в целом я согласен. Даже от описания всего этого, захотелось закинуться ксанексом с прозаком.
— Вот и не спрашивай меня, о чем я страдаю, пока молчу в окно. О Тургеневе думаю блин, о Тургеневе.
Слава Богу, поезд доехал до вокзала Кордовы. А то я собирался рассказать о других произведениях Тургенева, открывшихся мне в подростковом возрасте и как я уломал мою французскую девушку прочитать «Дворянское гнездо» и роман «Самвел». И как после этого мы ссорились. Но это совсем другие истории.
Роберт Мамиконян