Из истории отравлений и отравителей. 

 

Во времена Ренеcсанса в Италии была широко известна пудра под названием «Аква Тофана» (Aqua Toffana), названная так по имени ее создательницы — синьоры Теофании ди Адамо, самой известной представительницы династии Тофана, сицилианки из Палермо. Эта пудра предназначалась только для женщин из богатых семей. В контейнере с пудрой cчастливая обладательница находила приглашение клиентке посетить синьору Тоффану для получения инструкций по применению пудры. Во время визита женщины, синьора Тоффана ей объясняла, что пудрить щеки следует только тогда, когда муж находится рядом, и никак иначе. А, растворив пудру в воде, можно было получить смертельный яд без цвета и запаха, не терявший своих ядовитых свойств ни в горячей, ни в холодной пище. Для наступления летального исхода требовалось всего 5-6 капель. Также ядовитое снадобье продавалось во флакончиках с надписью «Манна св. Николая Барийского» на одной стороне и изображением святого на другой стороне. 
В результате, при содействии изобретения синьоры Тофаны, шестьсот мужей отправились в мир иной, и столько же «несчастных» вдов продолжали здравствовать на грешной земле. 
Рецепт аква-тофаны никогда не был до конца раскрыт — точнее, известны все (или почти все) ингредиенты, но не дозы и не «технология» производства — и то и другое Тофана держала в строгом секрете. Считается, что в основе яда лежал водный раствор мышьяковой кислоты и вытяжка белладонны. Особо впечатлительные утверждали, что в состав входила слюна людей, умерших под пытками. Также ходило множество других домыслов. 
Уникальность яда состояла в том, что отравленный слабел постепенно. Вначале появлялась сильная жажда, затем рези в желудке, слабость, наконец паралич и смерть — иными словами, смерть от отравления по своим клиническим признакам почти совпадала с течением обычного заболевания — например, брюшного тифа, при тогдашнем состоянии медицины распознать отравление было почти невозможно. Даже сейчас это непросто было бы сделать, и потому достаточно много преступников ломали голову над тем, чтобы воспроизвести рецепт Тофании. 
Аква Тофане приписывал свою болезнь Моцарт. «Я знаю, что должен умереть. Кто-то дал мне аква тофана и вычислил точное время моей смерти, для которой они и заказали «Реквием». Я пишу его для себя самого.» — писал Моцарт в своем дневнике. 
Не обошел стороной эту даму даже Булгаков. Как известно, в романе «Мастер и Маргарита» госпожа Тофана появляется среди гостей Воланда на балу. В булгаковском архиве сохранились выписки из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, ссылающиеся на Теофанию ди Адамо, изготовительницу знаменитого яда. Отмечается, что убийца призналась, когда её подвергли пытке «испанским сапогом» (эта деталь тоже отражена в романе). 
В 1719 г. Тофана была казнена, вместе с ней окончила жизнь на эшафоте её дочь Джеронима Спера и ещё 3 женщины, помогавших в её ремесле.

 

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *