Запад есть запад, восток есть восток

Запад есть запад, восток есть востокРедьярд Киплинг, суровый британский бард, гордо влачивший по земному шару «бремя белого человека», ошибался, утверждая, что Востоку и Западу «вместе сойтись не дано». Можно сказать: промахнулся, подобно собственному герою Акеле. Мы это не к тому, чтобы злорадствовать, подобно шакалу Табаки — просто напомнить: а Россия-то на что? Вот она, точка схождения Запада и Востока. То ли Евразия, то ль Азиопа — изнутри понять практически невозможно.

Смешение это может быть органичным, а может принимать и противоестественные, почти карикатурные формы. Допустим, стоит в самом сердце Москвы особняк в стиле ампир, в котором почему-то располагается Государственный музей искусства народов Востока. Сам особняк, «Дом Луниных», известен каждому любителю московской старины – это едва ли не наиболее значительная постройка Доменико Жилярди, выдающийся образец московской архитектуры после пожара 1812 года.

Однако прежде, чем приступить к повествованию — пара соображений относительно Востока. Музей был создан в 1918 году и является одним из крупнейших культурно-просветительских центров Европы, где представлено искусство Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки и т.д. Коллекция его составляет свыше 150 тысяч экспонатов. С момента основания Музей переезжал не раз, Дом Луниных — его седьмой адрес. Такой же случайный, как и все предыдущие. И такой же нелепый: еще одним из адресов была церковь Ильи Пророка. Как его работники объясняют туристам, почему археологические находки из Средней Азии,артефакты бурятских шаманов и картины Рериха ютятся на общей площади 1600 кв. метров — ума не приложу. Ни Лунин, ни Жилярди в том не повинны — один заказывал, а другой строил усадьбу для обитания одной-единственной семьи.

А вот почему крупнейшее в мире евро-азиатское государство не в состоянии обеспечить Музей специально построенным и оборудованным зданием — для меня загадка. Для сравнения: в Париже имеется три крупных музея азиатского искусства и один африканского. Не говоря уже о грандиозном здании Института арабского мира с соответствующим музеем — общей площадью 26 тысяч кв. метров c большими окнами-витринами в которых постоянно красуются вывески с афишами предстоящих интереснейших выставок. Стоит ли удивляться тому, что не рвутся в первопрестольную вожделенные толпы туристов? Короче -за державу обидно.

Излив гражданственную желчь и негодование, вернемся к истории Дома Луниных. С самого начала следует оговориться, что построен он был не для прославленного декабриста, а для его дяди — генерал-лейтенанта Петра Михайловича Лунина. Ранее здесь, на фундаменте каменных палат начала XVIII века стоял трехэтажный дом, построенный для князей Путятиных. Лунин приобрел участок земли со строениями в 1802 году, а после наполеоновского пожара поручил строительство Жилярди. Уже к концу 1818-го основные работы были завершены, общее строительство продолжалось до 1822 года. В 1821-м еще недостроенный главный дом усадьбы был продан Коммерческому банку. Впоследствии банк, ставший с 1859 года Государственным, полностью откупил комплекс построек и размещался здесь вплоть до 1917-го года.

Перечислять архитектурные достоинства шедевра Жилярди можно долго — однако разумнее не полениться и увидеть их собственными глазами. Или заглянуть в соответствующие учебники, справочники и путеводители. Нельзя не упомянуть особо о чугунной решетке балкона — поразительном образце художественного литья.

И еще одна важная деталь: на потолке второго этажа сохранилась подлинная роспись Жилярди — изображение летящей Славы и амуров, составлявшее единое композиционное целое с изображением Фортуны на своде большого зала.

Однако для нашего рассказа более значима лепнина, украшающая стены Дома Луниных. Помимо естественных мотивов, воспевающих победу русского оружия в 1812-м, она содержит изображения рога изобилия и лиры. С рогом изобилия все понятно — он появился после покупки здания банком. А вот на лире хотелось бы остановиться поподробнее.
Итак, вернемся к семье Луниных. Собиратель исторических анекдотов Михаил Пыляев посчитал их достойными включения в список «замечательных чудаков и оригиналов» XIX века. Самым знаменитым представителем семейства являлся, естественно, Михаил Лунин — герой войны 1812 года, декабрист, автор «Писем из Сибири», окончивший дни при загадочных обстоятельствах на Акатуйском руднике. Он служил ординарцем при императоре Александре в походе на Париж и адъютантом цесаревича Константина в Варшаве — и его же (последним из декабристов) арестовали за неосуществленный план цареубийства. Как будто у прославившегося презрением к смерти Лунина ранее не было возможности осуществить этот план многократно!

Помимо ратных подвигов отважный лейб-гусар славился эксцентрическими выходками. Так, он любил выходить на прогулку в сопровождении огромного ручного медведя, а однажды шокировал Санкт-Петербург, пообещав проскакать через весь город совершенно нагим — и выиграл пари. О нем писал в зашифрованной X главе «Евгения Онегина» Пушкин. Ему, уже в новейшее время, посвящали исследования Натан Эйдельман и Эдвард Радзинский.
Что до связи нашего героя с Домом Луниных, то следует вспомнить, что движение декабристов зарождалось после возвращения российских офицеров из заграничного похода. Именно тогда, в 1817-м, состоялись первые тайные собрания — не только в северной столице, но и в Москве. Лунин, находившийся в то время в первопрестольной, в них участвовал. Не исключено, что подобные сходки могли происходить и в доме его ближайшего родственника.

Однако к лире, украшающей фасад здания, все это покамест не имеет отношения. Как, впрочем, и к Италии. Итак, отставим в сторону политику — обратимся к романтике. По счастью для читателя (как и для сочинителя), лепная лира на фасаде Дома Луниных теснейшим образом связана с одной из романтичнейших историй того времени. У генерала Петра Михайловича была дочь Екатерина. Не только красавица и умница, но и одна из богатейших невест своего времени. В обычаях аристократов было давать дочерям музыкальное образование, однако в случае Катеньки Луниной отношения с музыкой зашли слишком далеко. Девушка обладала выдающимися музыкальными способностями. Она не только прекрасно пела, играла на арфе и клавесине, но и сама сочиняла музыку. В 1809 году Филармоническая Академия Болоньи удостоила Екатерину Лунину почетного диплома и высшей награды — лаврового венка. Известно, что еще до войны она с большим успехом выступала в Тюильри при дворе Наполеона.

И вот в 1817 году (по другим данным — в 1820-м) эта завидная невеста неожиданно для всех выходит замуж за итальянского графа Миньято Риччи. Высший свет скандализирован. В салонах перешептываются, что этот красавчик Риччи — «флорентиец без всякого состояния, десятью, если не более, годами моложе своей жены». На самом деле граф Миньято был моложе супруги всего на пять лет. Можно предполагать, что одним из связующих элементов этой любви стала музыка. Граф Риччи обладал прекрасным басовым голосом. Так же, как и супруга, он сочинял музыку, переводил на итальянский русские народные песни, стихи Державина, Жуковского и Пушкина. Сохранились его письма Пушкину, из которых следует, что отечественный гений приветствовал эти опыты.

Супруги, естественно, не раз выступали вместе — памятью об их музыкальном салоне и является лира на фасаде Дома Луниных, Однако просуществовал этот музыкальный салон недолго — после того, как отец продал здание банку, центр культурной жизни переместился в особняк Зинаиды Волконской на углу Козихинского и Тверской.

О салоне княгини Зизи мы уже рассказывали нашим читателям. Она является едва ли не ключевым именем в истории русско-итальянских культурных связей. Однако в нашей истории «Северная Коринна» сыграла роль малосимпатичную.

Лунина и Волконская состояли в отдаленном родстве, однако, едва увидев счастливых молодоженов, княгиня влюбилась в графа Риччи до беспамятства — и отбила его у несчастной Екатерины Петровны. Ради Риччи Волконская покинула Россию и навсегда переехала в Рим, даже приняла католичество. Какие, однако, страсти кипели в московских салонах XIX века — куда там сочинителям мыльных опер!
А несчастной брошенной графине Луниной-Риччи, чьим пением восхищался Пушкин, к которой -первой — приезжал читать свои басни великий Крылов, предстояла одинокая долгая жизнь. Утратив любовь, со временем она утратила и божественный голос. Семья обеднела, и Екатерина Петровна вынуждена была перебраться в усадьбу к родственникам. Замуж она более не вышла, отдавая досуг чтению и домашнему музицированию. Современники злословили: «Она слишком любила пение; эта страсть и была причиной ее разорения». Пение здесь, конечно же, неповинно — причиной бедствий была любовь. Та самая, которая связала некогда московскую барышню Лунину и ветреного итальянца. Увы, у некоторых сказок бывает и печальный конец.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *