Что стало с героями картины «Клятва Горациев» – врагу не пожелаешь

 

Трудно найти человека, которому не была бы знакома картина «Клятва Горациев». Это неудивительно – ведь шедевр Жака Луи Давида украшает страницы школьного учебника истории за 7 класс, и даже самым отъявленным неучам нет-нет, да и попадёт на глаза. Интересно другое – даже самые старательные и прилежные отличники вряд ли смогут рассказать о том, что на картине изображено, какова предыстория сюжета, и чем, собственно, закончилось дело. Да и не каждый учитель истории, равно как и учитель ИЗО, сможет прояснить фабулу картины. Мужество и отвага, готовность пожертвовать собой, отдать жизнь за Родину – скажут они, и будут, в общем-то, правы:

Что стало с героями картины «Клятва Горациев» – врагу не пожелаешь

А между тем, невероятная по драматизму завязка сюжета – во-первых; беспримерный по героизму, доблести и тактическому исполнению поединок – во-вторых; и совершенно неожиданная по своей нелепой трагичности развязка в-третьих – все эти три момента стоят того, чтобы рассказать о них более подробно.

Итак, ПРЕДЫСТОРИЯ.

В период между основанием Рима и созданием республики в 509 г. до н.э. древнейшим Римом управляли цари. Всего их было семь. Первым был сам основатель Ромул. После его загадочного исчезновения, которое римляне сочли перевоплощением в бога Квирина, вторым царём был всенародно избран сабинянин Нума Помпилий, человек всеми очень уважаемый. А вот уже после его смерти народ Рима выбрал третьего царя, Тулла, который приходился внуком соратнику Ромула, Гостилию, мужественному и прославленному воину, погибшему в битве с сабинянами. От своего деда, которым он очень гордился, Тулл Гостилий унаследовал боевой характер, и став царём, только и делал, что искал предлог, как бы объявить кому-нибудь войну.

Именно на такую войну и уходят наши герои, изображённые на картине, молодые римляне Горации. И объявил её Тулл Гостилий не кому иному, как своим соседям и родоначальникам – жителям города Альба-Лонги, в котором в своё время Рея Сильвия и родила Ромула и Рема, основателей Рима, после чего последовала хорошо известная история с римской волчицей.

ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ ПОЕДИНКА – ВОЙНЫ НЕ БУДЕТ?

Полагаю, читателям хорошо известна древняя традиция, по которой битву начинали поединком богатырей. Поединок Пересвета с Челубеем в начале Куликовской битвы не отменил самого сражения. А вот в самом начале фильма «Троя» в диалоге царя Фессалии с Агамемноном озвучена чисто практическая сторона этой традиции – в древности сражение со множеством убитых могло ослабить не только побеждённых, но и победителей, которые завтра сами могли подвергнуться нападению нового врага.

Что стало с героями картины «Клятва Горациев» – врагу не пожелаешь

Именно с таким предложением о поединке и обратился Меттий, предводитель войска Альба-Лонги к Туллу Гостилию перед битвой. «И когда оба наши войска будут обескровлены, этруски придут и всех оставшихся перебьют» — эти слова охладили боевой пыл отчаянного Гостилия.

Заранее договорились и скрепили клятвой договор о том, что сторона победителя поединка будет повелевать народом побеждённой стороны, которая добровольно подчинится этому. И честь сразиться, заменив собой целое войско, выпала, как вы уже наверняка догадываетесь, со стороны римлян – троим братьям-близнецам Горациям. Не одному, а всем троим – потому что в войске Альба-Лонги были такие же три брата-близнеца из рода Куриациев. Именно так – трое на трое, должны были сразиться эти юноши.

Повторяю – многие жители древнейшего Рима и жители Альба-Лонги лично знали друг друга. С этого места, собственно, и начинается самое интересное.

МОМЕНТ ПЕРВЫЙ – КТО ИЗОБРАЖЕНЫ НА КАРТИНЕ?

Кроме отца Горация, вручающего мечи приносящим клятву сыновьям, в правой части картины изображены ещё пять человек. Мать юношей обнимает двух своих внуков, и две молодые женщины. Как я говорил в самом начале, невероятный драматизм сюжета заключается в том, что одна из них, Сабина, жена одного из троих Горациев и мать его детей – родная сестра троих близнецов Куриациев. Сидящая рядом с ней Камилла, сестра Горациев – невеста одного из Куриациев. Как говорится, без комментариев.

 

Что стало с героями картины «Клятва Горациев» – врагу не пожелаешь

Забегая вперёд, скажу, что из этих девяти человек, изображённых на картине, через несколько часов троих не будет в живых. И это – не только братья-воины. Герой и победитель поединка будет отдан под суд.

МОМЕНТ ВТОРОЙ – ПОЕДИНОК.

Глядя на мускулистые тела и полные решимости лица Горациев, мы понимаем, что такие не отступят. Тит Ливий в своей «Римской истории» отмечает ожесточенный, бешеный напор и отменное, искусное владение оружием у всех шестерых участников боя, за ходом которого, не имея права вмешиваться и боясь вздохнуть, с обеих сторон наблюдали оба войска.

После достаточно продолжительной рубки, когда силы бойцов стали понемногу иссякать, сраженные ударами мечей, упали мертвыми сразу два брата Горация – почти одновременно. Один против сразу троих Куриациев остался третий близнец Гораций. И, не успели восторжествовать воины Альба-Лонги, предчувствовавшие скорую победу – он бросился бежать.

Здесь уже гневные крики римлян перекрыли торжествующий клич альбийцев. Но то, что произошло дальше – такого не ожидал никто.

Как оказалось, «трус» Гораций оказался вовсе не трусом, а очень даже наоборот – не только бесстрашным и искусным бойцом, но ещё и блестящим тактиком и стратегом. За считанные секунды, когда его братья погибли, он успел беглым взглядом оценить состояние своих врагов, и пришёл к выводу, что одному ему с ними троими, нападающими одновременно – не справиться. А вот одному с каждым из троих по отдельности – справиться, и очень даже возможно. И достичь этого можно, только «раздёрнув» врагов.

Что стало с героями картины «Клятва Горациев» – врагу не пожелаешь

От опытного взгляда Горация не укрылось то, что все трое Куриациев ранены, причём по-разному: один легко – в руку, второй посильнее – в ногу, а третий уже довольно сильно. И «бегство» было вовсе не бегством, блестящим тактическим замыслом. Пробежав несколько десятков метров, Гораций внезапно развернулся и яростно атаковал раненого в руку Куриация, который оторвался от своих братьев и не ожидал такого поворота событий. Расправившись с ним – атаковал второго близнеца, который ковылял следом, раненый в ногу, и потому не мог вовремя прийти брату на помощь. А третий Куриаций, который был ранен тяжелее всех, уже пал, практически не оказывая сопротивления.

МОМЕНТ ТРЕТИЙ – РАЗВЯЗКА.

Казалось бы – что может быть трагичнее гибели пяти молодых и здоровых мужчин? Война, дескать, на то и война… но увы, этим всё не закончилось.

Когда возвратившееся с победой войско вошло в город под ликующие крики римлян, прославляющие доблесть Горация — только один голос внезапно исторг скорбный плач. Разумеется, это была Камилла, потерявшая жениха, и узнавшая издалека своего брата по плащу, который она выткала сама для погибшего Куриация.

Возмутившись таким поведением сестры, ещё не отошедший от боевого пыла Гораций выхватил меч и убил родную сестру, за что и предстал перед судом. И только горестные мольбы отца, просившего помиловать единственного оставшегося в живых из сыновей, принесение очистительных жертв во искупление вины, ну и, конечно же, боевые заслуги способствовали тому, что Гораций-младший был помилован.

Пишем в комментариях свои впечатления и замечания. Ставим лайки, подписываемся на канал. Ваши лайки, подписки и комментарии помогают мне работать лучше и публиковать более интересные материалы.

Другие истории автора читайте здесь

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *