Как чахкли луну украли

 

Как чахкли луну украли - Ласкажи, ласкажиии! - эти маленькие бесенята визжали так, что у меня уши заложило. - Хорошо, только обещайте, что будет тишина, а если кто захочет, что-то спросить,

— Ласкажи, ласкажиии! — эти маленькие бесенята визжали так, что у меня уши заложило.
— Хорошо, только обещайте, что будет тишина, а если кто захочет, что-то спросить, ручку поднимите! — я говорила чуть тише обычного.

Уложившись поудобнее в кроватках, малыши нетерпеливо вошкались. На их светлых мордашках была счастливая улыбка, они ждали как умели. Вай, а у половины уже и зубов не хватает. Моё сердце оттаяло. И я начала свой рассказ. Эта сказка была для них новой. Настоящей легендой. Сама я её вчера от нянечки услышала.

«Давным-давно под землей северной жил народец славный, местные их чахкли звали, ну а мы с вами можем и гномиками. А смешные такие: ростом с малыша годовалого, а нрав-то добрый какой, всегда и всё за другими повторяли, будто передразнивали! Ну и впрямь как дети малые, жили себе спокойно, да забот не знали долгие года.

Поговаривают, что чахкли этих обидели, вот они и ушли с мест насиженных. А горе им принесли не чудины даже, а саамы. Уж больно много просили, больше живота своего. А чтобы наказать людей, дочь луны в ловушку заманили, да и утащили под землю.

Стал искать отец лунный дочь свою, а в помощники солнце позвал. И стало ночью светло как днём. Потеряли саамы счёт времени, да дела у них не заладились. Прохудились шкуры оленьи на чумах, от солнца жаркого, вода в ручьях уходить стала, дети спать перестали, выбились из сил мамки. Взвыли от страха люди и решили, что надо чахкли искать, да прощения просить.

Отправили юношу смелого. Первого храбреца. Неделями тот по тундре ходил-бродил, а потом березки карликовые заприметил. Верная примета! Ухо к земле приложил, а там смех звучит. Нашёл!

А как выманить не знает. Стал ждать. Да и уснул. Проснулся от того, что его за руку тянули. Глядь, а это чахкли стоит. Разлядывает человека с любопытством. Старший, видать.

 

Упал на колени храбрец, да слезами залился, прости, говорит нас неразумных людей… Солнце дочь лунную ищет, не даёт нам продыху. Делай, что хочешь, накажи, как пожелаешь, только не мучай больше.

Ушёл чахкли. Долго ждал паренёк его, да дождался. Толпа чахкли девицу-то вывела, а она и уходить не хочет, смеётся, понравилось ей в гостях. Договорились они, что она будет гостить у них каждый год, да не один месяц.

Дали на это согласие и солнце с луной, в наказание тем, кто чахкли обидел. Так и повелось с тех времен. В мае дочь лунная под землю уходила гостить. А солнце до августа вахту несло. Долго северяне привыкали, да делать нечего, приноровились. Потом стали за чудо считать.»

Я замолчала, смотрю, мои бесенята заснули. А один малыш дремлет, но не спит. На цыпочках подхожу к его кроватке, глажу по голове и тихонько напеваю:
— Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок…

Перевела дыхание, а последний чертенок уже сладко посапывает.

© Валерия Символокова

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *