Иван Крамской: «Букет цветов. Флоксы»

 

«Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Иван Крамской своему коллеге по творческому цеху Виктору Васнецову. Но однажды он всё-таки обратил внимание на жанр натюрморта и создал очередной шедевр — картину «Букет цветов. Флоксы», которую представил на XII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1884 году. Стоит ли говорить, что полотно Павел Третьяков купил ещё до открытия экспозиции…

Картину «Букет цветов. Флоксы» можно назвать единственным примером натюрморта в творчестве художника Ивана Крамского. Обычно мастер работал над бытовыми сценами и философско-религиозными сюжетами, но большую часть творческих сил отдавал портретному искусству. Кто не знает его «Неизвестную», «Лунную ночь» или «Христоса в пустыне» Эти работы известны даже тем, кто мало интересуется искусством. И вдруг флоксы, которые он написал за три года до смерти.

Работа удивляет жанровым выбором и колористическим исполнением. Перед зрителем предстают прекрасные яркие флоксы, восхищающие свежестью и разнообразием красок. На полотне сочетаются пышные соцветия белого, розового, малинового, вишнёвого, сиреневого и фиолетового цветов. Особенно в глаза бросается зелень листвы. Художник взял очень яркий, где-то даже резкий зелёный цвет, что невольно отсылает нас к импрессионистам, коим мастер никогда не был. Вся эта красота стоит в синей низкой вазе, на стекле которой филигранно отображаются отблески света.

Фон как отражение букета
Известный факт: в год написания работы семью Ивана Крамского постигло горе. Умер сын Марк. Всю скорбь семьи можно прочувствовать, взглянув на работу «Неутешное горе», где изображена скорбящая женщина в траурном чёрном платье, в которой можно угадать жену художника Софью Николаевну. И вдруг яркие жизнерадостные флоксы! Скорее всего мастер подобным способом хотел отвлечься от грустных дум.

Флоксы Крамского — произведение совершенно не привычное для него и в тоже время кое-что напоминает его стиль. Речь идёт о пренебрежении фоном во имя главного, что наблюдается во всех его картинах.

Здесь Иван Николаевич также отказался от фона, как от лишней детали картины. Он сделал его коричневым с едва заметными переливами, которые словно возникают как отражение восхитительного букета.

 

Великий художник
Великий Иван Крамской всю свою жизнь яростно отстаивал идею, что художник должен быть не просто наблюдателем, но учителем. Он всегда говорил, что картины должны служить большей цели, чем просто отражение действительности. По его мнению, «они должны были развивать нравственность и предлагать человеку сделать моральный выбор, должны были прививать вкус и отражать глубоко народные, национальные сюжеты, напоминая людям, кто они и откуда они пришли».

Своей идее он был верен всю жизнь. Картины Крамского являются для нас настоящим светом независимо оттого, что там изображено: цветы, человек или исторический сюжет…

Легенда о флоксах
В заключении небольшое отступление от темы. Хочу поведать легенду о флоксах, которую придумали древние греки. Само название прекрасного цветка происходит от греческого слова «флоко» — «пламя» и связано с хитроумным царем Итаки Одиссеем.

Согласно легенде, царь Итаки вместе с друзьями спустились в подземное царство Аида, освещая себе путь факелами. Выйдя на поверхность, они бросили их на землю. Именно из этих факелов по преданию и выросли прекрасные цветы — флоксы…

Глядя на флоксы, изображенные Крамским, кажется, что именно эти цветы выросли из брошенных греками факелов…

Автор: Наталья Швец

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *